19.04.2011 | 11:46

В Москве наступил "Юрьев день"

Шедевры русского народного искусства в Государственном музее Пушкина. Традиционный костюм и старинная мебель из частных собраний представлены на выставке под названием «Юрьев день». Юрий, Егорий, Святой Георгий – один из самых почитаемых на Руси святых, покровитель земледельцев, скотоводов и крестьянства. Крестьянский мир во всей его красоте до сих пор манит и коллекционеров, и тех, кто интересуется историческим наследием. Рассказывают «Новости культуры».

Анна Сунд по образованию не историк и не искусствовед, а экономист. Но вот уже пятнадцать лет она коллекционирует сарафаны и паневы, сороки и подвойники, чепцы и кокошники. Увлечение это гораздо больше, чем просто хобби. Вместе с мужем Глебом Городянкиным она основала в Переславле-Залесском семейный музей традиционного костюма.

«Были хорошие примеры перед глазами: норвежская бабушка, эстонская бабушка... Культуры, где народный костюм ценят, где он является непременным атрибутом праздника, важного в жизни человека события», – говорит Анна Сунд.

Почему же в России не так, задумалась она и отправилась на поиски русского народного костюма. Нашла его и ярким, и праздничным, и на редкость разнообразным. Например, причудливый головной убор носили девушки в Тульской области.  Рядом с ним на выставке представлена ритуальная праздничная рубаха. Такие долгие рукава не для работы – отсюда и пословица: «работать спустя рукава». Обратившись к праздничным вещам, Анна Сунд поняла, что «забитый, малограмотный и нищий русский крестьянин» – это миф.

«Не может быть "сира и проста" душа у и мастерицы, которая создает такие чудесные вещи», – уверена коллекционер.

Коллекция Сунд пока не имеет постоянной прописки и живет в режиме передвижных выставок. Выставка в Музее Пушкина подружила энтузиастов русского костюма с энтузиастами древнерусской мебели. Дмитрий Журавлев и Александр Стаднин – выпускники Историко-архивного института – в сундуки Русского Севера влюбились еще студентами. Теперь в их коллекции есть и сундуки «мороз по жести», и сундуки-терема, и сундуки подголовные, и, конечно, расписные прялки.

Так называемая «борецкая роспись» родом из деревни Борок. С тех пор как туда в 1960-е годы проложили асфальтную дорогу, прялок там больше не водится.

«В каждой деревне были санки, прялки, сундуки, а потом это подверглось уничтожению, и сейчас медленно, но исчезает», – сетует коллекционер Дмитрий Журавлев.

Сокровища народного искусства – невосполнимый ресурс. Их нужно и хранить бережно, и показывать широко. Хотя бы в День культурно-исторического наследия.