01.04.2015 | 11:09

В Архангельске реставрируют старинные церковные подсвечники

В Архангельске реставрируют уникальные старинные церковные подсвечники. Начиная с древности, освещение в храмах было принято делать многоярусным и объёмным. Это соответствовало архитектурным и художественным особенностям помещений. Так, вместе с подвесными светильниками и лампадами в церквях, как раньше, так и сейчас, устанавливают напольные подсвечники из металла, дерева и даже воска. Интересно, что архангельские экземпляры XVII века выполнены из липы, а это дерево не растёт в суровом северном климате. Об истории подсвечников и о том, почему их называют «тощими свечами» - «Новости культуры».

Высота представленных здесь церковных подсвечников - почти полтора метра. Также внушительна работа по их восстановлению. В Архангельский музей изобразительных искусств старинные экспонаты попали в аварийном состоянии. Московским специалистам понадобилось три года, чтобы вернуть их к жизни.

«Поверхность непрямая, она - полукруглая, то есть нам приходилось как-то поворачивать их в процессе работы. То есть просушивать каждый слой, постепенно мы восполняли утраты. Также - на тонировке», - рассказывает художник-реставратор научно-реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря Ирина Тяпкина.

Реставраторы и музейщики нарекли эти расписные цилиндры свечами. Но сделаны они не из воска. В основе - цельный ствол дерева. А чтобы не сгнил и не треснул, мастера оставляли его полым. Отсюда и название - «тощая свеча».

 «Чтобы сделать "тощую свечу", наливалось масло. Поджигалось, и, естественно, тут надо было быть очень внимательным, чтобы стенки оставались тонкими, - объясняет художник-реставратор научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Сергей Субочев. - И специальным скоблем примерно до середины снималась эта вся гарь, потом переворачивалась, и с другой стороны тоже самое делалось».

Своими руками Ирина и Сергей воскресили в Архангельской области уже немало сокровищ. Реставрация «тощих свечей» конца XVII века - лишь очередной вклад московских художников в восстановление культурного наследия Севера. Но на этом история не заканчивается.

«Параллельно будет производиться исследовательская работа по изучению этих памятников. Прежде всего, откуда поступили эти свечи, в каких храмах они находились», - отмечает старший научный сотрудник Архангельского музея ИЗО Анна Ежова.

Представленная здесь «тощая свеча» - пока единственная выставлена на обозрение. Церкви ее подарили 24 сентября 1668 года. Сюда привезли из села Уна, что в Онежском районе. На макушке – специальное металлическое навершие, куда и ставились свечи. Скоро коллекция пополнится еще семью экспонатами, когда их отреставрируют. А пока уже отреставрированные подсвечники отправляют в фонды музея до выяснения всех обстоятельств дела.

 

Новости культуры