19.04.2011 | 15:14

Итальянская живопись из частных собраний

В московском Центральном доме художника проходит Российский антикварный салон, фактически единственное общественно значимое событие на отечественном антикварном рынке. Вот уже в течение пятнадцати лет, весной и осенью, антиквары и коллекционеры собираются в ЦДХ, чтобы показать широкой публике лучшие работы из своих собраний, эксперты обмениваются мнениями и порой даже совершаются искусствоведческие открытия.

Традиционно в рамках Салона публике представляют несколько некоммерческих проектов. Наибольшим интересом посетителей пользуется выставка «Живопись Италии XIV - XVIII веков из частных собраний Москвы», которая приурочена к Году Италии в России. Экспонируемые работы отличаются высочайшим мастерством исполнения, и каждая из них могла бы стать украшением музейной коллекции. Тем ценнее экспозиция, ведь зрители впервые получили возможность увидеть произведения, которые в течение долгого времени не выставлялись. Большинство представленных картин происходят из старинных российских собраний, а некоторые до сих пор принадлежат потомкам известных в прошлом собирателей.

Экспозицию открывают два уникальных произведения ранней итальянской живописи, относящиеся к XIV веку – «Христос-Пантократор» известного сиенского живописца Сеньи ди Бонавентуры и «Мадонна с младенцем» неизвестного флорентийского мастера (работа датируется началом XV века).

Еще одна работа, достойная особого внимания – «Битва на Мильвийском мосту». Она давно известна среди российских антикваров, переходила из одного салона в другой, но из-за ошибки эксперта, который атрибутировал ее как копию, не была достойно оценена. Лишь недавно, в процессе реставрации, выяснилось, что картина написана итальянским живописцем Джулио Романо, учеником Рафаэля,  по эскизу его прославленного учителя. Романо получил известность как один из основателей и наиболее самобытных представителей искусства маньеризма. Известно, что Романо неоднократно помогал своему учителю в украшении ватиканских станц (помещений в папском дворце) д’Элиодора и дель Инчендио ди Борго, исполнил некоторые фрески в Фарнезине и начал строить виллу Мадама по проекту Рафаэля.

По словам куратора выставки, российского специалиста по западноевропейской живописи Виктории Марковой, картина Романо занимает одно из центральных мест экспозиции.

В том же зале представлена работа ученика Леонардо да Винчи Джампетрино (также известного как Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци) «Мадонна с младенцем». Близкая по сюжету и манере исполнения картина находится в коллекции Эрмитажа.

В разделе живописи XVII - XVIII веков стоит обратить внимание на картину «Иоанн Креститель» кисти Джованни Бальоне. Он не получил известности как живописец, но остался в истории как автор книги «Жизнь художников, скульпторов и архитекторов», опубликованной в 1642 году. Это сборник биографий художников периода 1572 - 1642 годов, ставший одним из важнейших источников для современных искусствоведов и историков. Картины Бальоне, современника и соперника Караваджо, совсем не представлены в российских музеях, и посетителям выставки представляется редчайшая возможность познакомиться с творчеством этого живописца и историографа.

К подлинным шедеврам относится полотно «Мадонна с младенцем» болонского академиста Гверчино Джованни Франческо, выдающегося живописца своего времени, чье творчество оказало заметное влияние на итальянскую школу живописи.

Экспозиции такого уровня чрезвычайно редко можно увидеть в России. Выставка «Живопись Италии XIV - XVIII веков из частных собраний Москвы», которую можно посетить до 24 апреля, безусловно, станет значимым событием в культурной жизни столицы.