19.04.2011 | 19:32

ВГИК: высокие стандарты обучения и преподавания

Высоко квалифицированных специалистов готовят в старейшем в России и первом в мире профильном учебном заведении, специально созданном для профессионального обучения киноискусству. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова, или попросту – ВГИК, на протяжении всей своей истории, с 1919 года, держит планку, заданную почти век назад. Здесь сочетают традиционно высокие стандарты преподавания и обучения с высокими же требованиями сегодняшнего дня и сегодняшнего кинематографа. Рассказывают «Новости культуры».

Они еще только на втором курсе, но сколько работ уже сняли, никто даже не вспомнит. Практика в мастерской Владимира Хотиненко начинается с самого первого дня. Сейчас студенты проходят любимый прием Хичкока – саспенс.

У каждого мастера свой подход к обучению. Во ВГИКе, построенном на системе мастерских, есть общая программа с жесткими рамками и особая, самая интересная, где ученики перенимают методы и личный опыт мастеров – а это весь цвет отечественного кинематографа.

«Вопрос обучения – это такая тонкая вещь. Я вам так скажу, процентов на пятьдесят, если не больше, это зависит от того, кого мы берем. Мы можем научить профессии, но таланту никто не научит. Тут стоит вопрос, кого взять и дальше научить человека профессии, не поломать в нем индивидуальность», – уверен заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма ВГИКа Владимир Хотиненко.

На этой кухне готовят шеф-поваров российского кино. Студентам мастерской Вадима Абдрашитова еще только предстоит войти во вкус. Пятикурсники уже готовы снимать сливки – в самом разгаре дипломы.

«Все изображение снято на хромакей, потому что все фантастические фоны будут дорисованы, там будет очень много компьютерной графики. У меня все съемки идут на хромакее», – рассказывает студент 5-го курса Николай Палащенко.

«Именно кино – только здесь. Здесь дается возможность все самим потрогать руками, не где-то на бумажке, а именно потрогать руками, попробовать упражнения, снять еще что-то», – подчеркивает студент 5-го курса Тимофей Ухов.

Одна смена аренды нового павильона, оснащенного по последнему слову техники, стоит минимум 40 тысяч рублей, а студенты-бюджетники снимают бесплатно. Оборудование – инвестиции в будущее всего российского кино.

«Студент, который изучит только теорию, придет к продюсеру. Продюсер спросит: "Что ты умеешь делать с современными технологиями?", и на этом закончится его карьера кинематографиста», – уверен ректор ВГИКа Владимир Малышев.

Дине Великовской, участнице тринадцати международных конкурсов, для диплома отдали целую студию. Сейчас ее мультфильм едет во французский город Анси.  Шесть минут анимации отнимают три месяца работы. Объемно-кукольная техника – ВГИКовская гордость. Перенимать опыт приезжал даже министр анимации Китая.

«ВГИК всегда отличали классические основы режиссуры и анимации, новейшие технологии и производственная база. То есть наши студенты имеют уникальную возможность создавать свои работы на базе факультета и учебной студии», – отмечает декан факультета анимации и мультимедиа Елена Яременко.

Режиссер мультимедиа – новая специальность для ВГИКа. Она же одна из самых востребованных. Цифровые технологии захватывают индустрию. Курсовые и дипломные работы снимают на технике, с которой предстоит потом работать в большом кино. Знают, что после ВГИКа за киностудиями их уже давно не закрепляют, и без такой практики работу можно ждать годами. 

«Тарковский, Шукшин, Никита Михалков, Климов, они все после ВГИКа через пару лет получали постановки. А были ли бы они такими знаменитыми, если бы получили только через десять лет? Или если выпускнику медицинского института не давать десять лет практики? Все, человека нет как специалиста», – продолжает ректор ВГИКа Владимир Малышев.

К концу этого года будет построен новый корпус, к началу следующего учебного завершат все внутренние работы, разместят актовый зал, театр, мастерские, павильоны. Именно так будет выглядеть не просто старейшая, но единственная в мире киношкола с такими техническими возможностями и учебной киностудией полного цикла производства.