03.09.2012 | 10:03

Печать. 3 сентября 2012

Сегодня несколько изданий посвятили статьи мэтру московского «неофициального искусства» Дмитрию Плавинскому. Художник скончался в эти выходные. Его считают одним из основателей «нонконформизма» в России. Он же о своем искусстве говорил, что создает лишь последовательные образы, погруженные в пласты времени. Другая тема, обсуждаемая и у нас, и в зарубежной прессе, - итоги Эдинбургского фестиваля. Он длился почти месяц, принял более трех тысяч артистов из 47-ми стран. И впервые был ориентирован на российских исполнителей. Почетным президентом стал Валерий Гергиев. Маэстро выступил в столице Шотландии с Лондонским симфоническим оркестром. Балетная труппа Мариинского театра показала «Золушку» в постановке Алексея Ратманского. А главную и единственную награду смотра присудили драматическому спектаклю «Сон в летнюю ночь» - также российского производства. Это совместный проект Театрального фестиваля имени Чехова, «Лаборатории» Дмитрия Крымова и театра «Школа драматического искусства». Другие темы утренней печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
Российские ученые вывели портреты типичных россиян прошлого и настоящего. С таким подзаголовком выходит сегодня статья в журнале «Итоги». Словосочетание «типичный представитель», пишет издание, воскрешает в памяти школьные cочинения на темы: «Образы помещиков в «Мертвых душах» или «Московское дворянство в «Горе от ума». А вот можно ли воссоздать не литературный, а вполне реальный портрет типичного дворянина, купца или студента XIX века? Обобщенные изображения, созданные в НИИ и Музее антропологии МГУ, не только поражают эффектом узнаваемости, но и обладают некоей магией. Как получается обобщенный портрет? Самому принципу с множеством схем, таблиц и цифр «Итоги» посвящают целую страницу. Если коротко, то это – описание и измерение. Конечно, есть и скептики, критикующие подобные методы, но от этого только интереснее познавать данный материал.

***
В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки будет дан старт новому конкурсу на лучший научно-фантастический рассказ «Если сегодня завтра». Идея конкурса, отмечают «Известия» — не только «поддержать отечественную научную фантастику», но и «выявить новые идеи для технологического прорыва ближайших лет». По мнению учредителей конкурса, именно писатели смогут предложить новые версии развития будущего. Согласитесь, пишет издание, пока вся фантастика ушла в фэнтези. «От конкурса мы ждем первой робкой попытки возрождения фантастики, которая не отшибает мысли, а пробуждает», – сказал в интервью «Известиям» председатель жюри, историк и писатель Вячеслав Рыбаков.

***
Ровно тридцать лет назад состоялся первый телемост с Америкой. Это был мост над бездной, разделявшей советских и американских людей, вспоминает «Огонек». В начале сентября 1982 года близ Лос-Анджелеса, проходил рок-фестиваль где для привлечения публики использовались гигантские телеэкраны. И организаторы задумали при помощи космической телесвязи соединить экраны, установленные в разных концах Земли. В итоге космический телемост связал более 250 тысяч американцев, собравшихся на рок-фестиваль, и две сотни советских студентов в «Останкино». Этот телемост по праву вошел в учебники телевизионной журналистики.