27.03.2015 | 19:43

Сценические пространства Андриса Фрейбергса

Бахрушинский музей знакомит публику с творчеством латвийского художника Андриса Фрейбергса. В среде профессионалов его имя стало синонимом высокого качества и безупречного вкуса. Он из тех мастеров, что создают феноменальные сценические пространства, которые оказываются важным действующим лицом спектакля.

Андрис Фрейбергс – один из тех гуру театра, к которому с одинаковым пиететом относятся и в его родной Латвии, и в России, и во многих других странах. Как сценограф он работал с такими режиссерами, как Адольф Шапиро, который первым пришел поздравить латвийского коллегу с открытием выставки, Галина Волчек, Юрий Любимов, Алла Сигалова. Когда узнал, что выставку его сценографии покажут в Москве, рассказывает Андрис Фрейбергс, решил все делать сам. Он - и режиссер, и сценограф, и главный герой. Лично провел экскурсию по выставке.

"Я такой антикварный, что поставил уже 250 спектаклей, из них 50 здесь", - говорит Андрис Фрейбергс. 

Сценография Андриса Фрейбергса всегда больше, чем сценография. Каждый раз он старается проникнуть в суть спектакля, заглянуть в душу героев. Для "Отелло" Фрейбергс придумал палатку, которая во время спектакля постоянно трансформируется. В "Отцах и детях" усадил на колонны несколько десятков бабочек.

"Это король сценографии Латвии, - считает художник Сергей Бархин. - И в 1975 году был уже королем, и стиль сохранился с 1975-го".

Формально к своей профессии Фрейбергс никогда не подходит. Даже одного взгляда на пространство, придуманное им, иногда достаточно, чтобы понять смысл всего спектакля. Останавливается около каждой декорации, с увлечением рассказывает, как создавался тот или иной образ. Говорит, иногда на это уходил день, иногда год, иногда жизнь. 

"Вот этот образ главного художника, который всем руководит, всем управляет, он для сериалов, он искусственный, - рассказывает режиссер Адольф Шапиро. - А на самом деле главное не в том, чтобы руководить театром, а важна поэзия. Он сочиняет стихи".

На вопрос о том, что же для него в театре важнее - люди или декорации, предпочел не отвечать. Но ответ все же существует. "Гамлет" в сценографии Фрейбергса - на сцене только люди. Кажется, никакой работы художника здесь нет, но в этом и заключается смысл.

Новости культуры