25.03.2015 | 11:15

"Заря изобилия" взошла в Екатеринбурге

Каслинское художественное литье из чугуна известно еще с XVIII века. Эталонными всегда признавались произведения дореволюционного периода. А в последнее время специалисты высоко оценивают и изделия советской эпохи. Благодаря каслинским умельцам прошлого века, в Екатеринбурге взошла «Заря изобилия». Экспозиция под таким названием открылась в Музее изобразительных искусств. 

Чугун только кажется прочным. Музейные работники знают: изящные детали требуют аккуратности и щепетильности при перевозке. Знаковая работа с названием «Гимн Советского Союза» объединила все ключевые образы эпохи.

«Это и образы Рабочего и Колхозницы, это образы вождей, это Спасская башня Кремля, и на чем все это стоит, - земной шар - такая полусфера. Здесь есть и звезды, символизирующие республики Советского Союза, и сцены из славной советской истории», - рассказывает заведующая Отделом художественного металла Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ксения Гилева.

Каслинская скульптура - как зеркало истории. 1950-е - человечество грезит о космосе. Каслинский завод производит и маленькие брелоки с изображением Белки и Стрелки в ракете, и монументальные скульптуры.

«Работа приобрела очень большой успех. Во-первых, тема очень важна, во-вторых, она была выполнена изумительно, и наш завод заключил договор с челябинским часовым заводом - вы видите, в центре там находятся часы», - говорит директор Каслинского историко-художественного музея Валентина Андриянова об одной из работ.

Таких часов выпустили несколько сотен, и теперь это считается почти эксклюзивом. Полет человека в космос, Олимпиада в Москве, мировой триумф Галины Улановой и Майи Плисецкой - все это обретает форму.

Елена Петушкова - чемпионка Олимпийских игр по конному спорту. Скульптуру Петушковой известный каслинский художник Александр Чиркин создал в 70-е годы. Точно известно, что сама спортсменка принимала в ее создании непосредственное участие. После смерти художника в его документах нашли продолжительную переписку со спортсменкой. Он посылал ей множество фотографий эскизов, а она, в свою очередь, их правила: давала подсказки и делала замечания. Схематически она указывала, как ее конь Пепел держит голову, как двигает ушами, в каком положении должны быть ноги и хвост.

На выставке - две сотни таких скульптур - и каждая - с любопытной историей.

Новости культуры