24.03.2015 | 19:14

Открылась выставка "Еврейские художники в русском авангарде"

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде". В экспозиции представлены работы, фотографии, афиши из российских музеев и частных коллекций, связанные с именами, без которых невозможно представить отечественное искусство ХХ века. 

Эта экспозиция поражает не только своей масштабностью и качеством наполнения, но и тем, как она устроена. Архитектуру выставки предлагают трактовать по-разному: это и многоходовый лабиринт по авангарду, и большая коммунальная квартира, в которой гармонично уживаются очень разные личности, пусть и одной крови. Первый раздел посвящен тем художникам-евреям, кто стоял у истоков авангарда и черпал вдохновение в том числе и в примитивизме.

"Они использовали весь арсенал символов, мотивов, которые нашли в этом искусстве, - рассказывает куратор выставки Григорий Казовский. - Кроме того, понятие примитива соответствовало формальным критериям авангардного искусства. Они находили там двумерность, такой архаический подход".

В их числе – Марк Шагал, Эль Лисицкий, Роберт Фальк и Александр Тышлер. Они - очень разные художники, но все  были увлечены поиском национальной идеи, стремились к развитию еврейской культуры,  пусть и путем трансформации, переработки многовековых традиций. Это кардинально отличает их от последователей.

Вторая волна авангарда накрыла Советский Союз после смерти Сталина. Направление развивалось до 70-х годов, и для художников самым главным была возможность свободного самовыражения, индивидуальность. Они уже не стремились к группам, общинам, как представители первой волны. Поодиночке анализировали реальность и в своих работах разрушали формы традиционного искусства.

Самые яркие представители второй волны – Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Михаил Гробман, Эдуард Штейнберг. В 70-х возникает новое течение - московский концептуализм. Вопросы самоидентификации не стояли так остро, еврейская тема никак не затрагивалась в работах. Художники рефлексировали на тему официальной советской культуры, которая не принимала их в расчет.

"Внимание к официальной художественной культуре, возможно, было мотивировано антисемитизмом, который в СССР был, когда были проблемы с трудоустройством, с официальной средой, поэтому эта жизнь ориентировала на андеграунд, и многие художники попали в эту среду по этим причинам", - отмечает куратор выставки Иосиф Бакштейн.

У всех этих художников не только национальность и приверженность авангарду, но и позиция, которую они занимали в отношение системы, не только политической, искусства в том числе. На выставке можно обнаружить много совпадений в мировоззрении художников, переклички их концепций, идей. Кстати, открывается экспозиция плакатом Эля Лисицкого 1918 года с планом одной из выставок, а в конце еврейского авангардного лабиринта представлена доска-объяснение. Это тот же план экспозиции, созданный Ильей Кабаковым, но уже в совершенно другой - нееврейской - стилистике.

Новости культуры