23.03.2015 | 12:51

"Золотая Маска": Хайнер Гёббельс представил спектакль о взрослении

На фестивале "Золотая Маска" открылись показы специальной программы "Контекст". Одним из главных событий обещает стать спектакль "Когда гора сменила свой наряд". Постановку представляет сам автор - режиссер и композитор из Германии Хайнер Гёббельс. Именно он выступает сейчас в авангарде современного музыкального театра и в буквальном смысле меняет представления публики об академической музыке. Спектакль "Когда гора сменила свой наряд" создан в сотрудничестве с вокальным театром "Кармина Словеника", в составе которого совсем юные хористки. 

Обезоруживающие вопросы звучат на протяжении всего спектакля: "О чем мечтают юные девушки? - О ноже и крови". Впрочем, кровавых сцен в спектакле нет. Как и ответов. Как происходит взросление? Что такое правда? Ложь? Бесправие? Смерть?

Ясмина Чрнчич,  солистка вокального театра "Кармина Словеника" (Словения), говорит: "Текст постановки возникал во время репетиций с режиссером Хайнером Гёббельсом. Мы рассказывали ему наши истории о семье, взаимоотношениях с друзьями, родственниками. Часть этих бесед вошли в либретто".

Истории о взрослении, псевдонеобходимости государственного образования, вопросах политики нанизываются на главную тему. Этот спектакль рассказывает о жизни человека и о том, что в каждом из нас порой живет робот, не привыкший думать и размышлять.

"Для меня это спектакль о нас самих: нашем взрослении, о том, как мы из юных девочек превращаемся в молодых женщин, - рассказывает другая солистка вокального театра "Кармина Словеника" Эва Герм. - Как расстаемся с игрушками. И что для нас переходный возраст - утрата иллюзий или бунт против родителей?"

Долгие монологи сменяются внезапным молчанием. Минимализм присутствует во всем: в декорациях – на сцене лишь стулья, парты и плакат с изменяющимися временами года; в аскетичном использовании музыкального сопровождения.

Кармина Шилец, художественный руководитель и дирижер вокального театра "Кармина Словеника", отмечает: "Музыка рождалась во время репетиций. Это сборная солянка. Здесь фольклорные, этнические мелодии и фрагменты сочинений Брамса, Шёнберга. Для меня этот опыт интересен не только музыкальным рядом, но и тем, что наш коллектив - вокальный театр "Кармина Словеника" - впервые сотрудничает с режиссером, обычно всеми постановками руковожу я сама".

Впервые с детьми работал и Хайнер Гёббельс. Он - режиссер-радикал и экспериментатор, не привыкший повторяться. Для него театр – исследование. Его актерами были пожилые артисты и даже животные. Опыт работы с детьми – вызов самому себе.

"Я не думал, - признается Гёббельс, - что дети могут быть настолько мобильными, интересными. Потрясен, что девочки от 12 до 20 лет так легко жонглируют эмоциями, совмещают сценическое движение и интонирование. Я не хотел бы объяснять идею спектакля, для меня важно, чтобы зрители нашли собственные версии, привязки".

Недосказанность – режиссерская примета многих постановок Гёббельса. В этом и очарование этого спектакля. Умолчание и длинноты постановки – отличный стимул погрузиться в собственный мир и понять, что происходит с нами.

Новости культуры

 Все материалы темы>>>