23.03.2015 | 10:08

Музыка Баха в переложении Рудольфа Баршая

В Московской консерватории продолжается Международный фестиваль музыки Баха, посвященной круглой дате – 330-летию со дня рождения композитора. В нем принимают участие выдающиеся российские и зарубежные музыканты, главной темой юбилейного форума стала основная стихия баховского творчества – полифония. Накануне состоялось главное событие фестиваля – мировая премьера последнего сочинения Баха "Искусство фуги" в переложении Рудольфа Баршая. 

Маэстро духовной музыки Иоганн Себастьян Бах писал фуги с легкостью, но прощальный шедевр "Искусство фуги" вынашивал около семи лет, так и не закончив. Единственный в мире ученый трактат об искусстве фуги почти столетие пролежал в безвестности. В наши дни недостатка в инструментовках цикла Баха нет, вопрос - в их качестве. Известный дирижер и альтист Рудольф Баршай делом своей жизни считал завершение работы над циклом Баха. Его оркестровая версия максимально приближена к оригиналу.

"Искусство фуги Баха - это основная инструментовочная работа Рудольфа Баршая, он работал более 50 лет над этим, - рассказывает вдова Рудольфа Баршая Елена Раскова. - С момента нашего знакомства в 1973 году, я эту фугу слышала каждый день, это была ре минор тональность "Искусство фуги". Это была тональность нашего дома. Знаю каждую ноту".

Свою последнюю версию "Искусство фуги" Рудольф Баршай так и не услышал. Воскресить шедевр решился Феликс Коробов вместе с Камерным оркестром Московской консерватории.

"В ней очень многое интересно, - говорит дирижер Феликс Коробов. - Во-первых, баховский состав оркестра, во-вторых, соотношение традиционных струнных инструментов и солирующих барочных инструментов".  

Два разных инструментария оркестровки - дань разным эпохам. Попытку осовременить музыку Баха совершали многие композиторы. Об этом факте говорит количество транскрипций произведений барочного композитора: Бузони, Лист, Кемпф, Фиорентино - это еще не полный список имен.

"Кто-то осовременивал Баха - делал из него романтического композитора, а другие старались следовать барочной стилистике той эпохи, - комментирует голландский пианист Ханнес Миннаар. - В транскрипции Листа прелюдии и фуги ля минор Баха, которую я исполнил, очень много романтического, это музыка не XVIII - XIX века с ее мятежностью, пылкостью".

"Вокруг музыки Баха много стереотипов, в числе самых типичных - утверждение, что Бах писал очень серьезную, математическую, просчитанную музыку. Для меня важно показать человечность его произведений", - говорит норвежский пианист Иоахим Карр.  

Музыка Баха спустя столетия все также востребована. Однако теперь она интересна не только сама по себе, но и в разных оправах: как его современников - романтиков, так и композиторов ХХ века.

Новости культуры