21.04.2011 | 11:07

Шедевры из Курской галереи в Третьяковке

«Курским Эрмитажем» называют картинную галерею имени Дейнеки. В ее собрании, кроме внушительной коллекции работ художника, чье имя носит галерея, - полотна Тьеполо, Куинджи, Левитана, Тропинина... Всего – более восьми тысяч экспонатов. Лишь малую часть коллекции – 60 живописных работ – можно увидеть в эти дни в Третьяковской галерее. Сегодня здесь – в рамках проекта «Золотая карта России» - открывается выставка из собрания Курского музея. Рассказывают «Новости культуры».

«Вот эта часть руки и корона были вообще утрачены и потом восстановлены и дописаны реставраторами», - рассказывает куратор выставки Нина Дивова.

Отреставрировали по-королевски. Это единственная картина на выставке, которая демонстрирует не собственные достоинства, хотя на ней изображена – английская королева София-Шарлотта, а заслуги реставраторов курской галереи. Регионы обычно стоят в очереди в московский центр имени Грабаря, поскольку даже большие провинциальные музеи не имеют своих реставрационных мастерских. Но эта Королева стоять в очереди не могла – ее нужно было срочно спасать.

«Портрет короля и королевы, т.е. их было два парных – мужской и женский, но мужской в годы лихолетья в начале 20-х был утрачен, а этот был приведен в очень плачевное состояние. Возможно, хранился где-то в подвале», - рассказывает Нина Дивова.

Из Курска в Москву приехали и другие особы королевской крови. Вот дочь императора Павла Первого, работа кисти Боровиковского, сделанная по заказу двора в связи с предстоящим браком великой княжны с наследником австрийского престола. На груди Александры Павловны – медальон с портретом бабушки – Екатерины Второй. На картине девушка счастлива, а в жизни часто болела, тосковала по России и умерла в возрасте 18 лет после трудных родов. Многие из этих картин попали в курскую галерею из национализированных дворянских коллекций. После революции пополнение приходило и из Москвы. Один из шедевров выставки – «Девушка с Подолья» кисти Тропинина была передана из Третьяковки в 30-е годы, когда, не спрашивая мнения музейных сотрудников, советская власть раздаривала направо и налево картины из центральных музеев. Вот почему, сегодня почти в каждом областном собрании можно набрать картин на один зал Третьяковки, не уступающих по уровню шедеврам самой галереи. Тьеполо, Куинджи, Крамской, Левитан, Репин.… Кстати, с Репиным Третьяковка связывает большие надежды. Его эскиз к картине «Парижское кафе» сейчас хранится в курской галерее, а сама картина скоро будет выставлена шведским коллекционером на аукцион.

«Стоит она конечно дорого и для Третьяковки она цена неподъемна, но как мне кажется, тут должно быть государственное, правительственное решение о приобретении этой картины и возвращении ее на Родину», - говорит заместитель директора по науке ГТГ Лидия Иовлева.

По словам сотрудников Третьяковки, эта последняя значимая работа Репина, которая до сих пор находится в частных руках.