17.03.2015 | 11:09

Выставка "Николай Касаткин. Двойная картина" - в Третьяковке на Крымском валу

Одновременно с масштабной выставкой фотореалистов в залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылся спецпроект - «Николай Касаткин. Двойная картина». В экспозиции – пейзажи известного московского художника. Концептуалист по духу, а не по форме, в молодости – оппонент Эрика Булатова, Касаткин не декларирует независимости от зрительского восприятия, в отличие от многих современных авторов. Напротив, он сам становится зрителем.

Николай Касаткин делает в живописи то, что в кино условно можно обозначить как фильм о фильме. Когда объектом становится даже не сам сюжет, а то, что осталось за кадром. Художник так всем и объясняет, буквально на пальцах: небольшой фрагмент природы, который обычно выбирают для изображения другие авторы-пейзажисты, сам по себе ему не интересен. На своих полотнах он показывает то, что находится за границами воображаемой картины.

«Ты когда думаешь о сюжете и о том, что вот я сделаю картину, то первое ощущение, что ты вот сейчас должен шаг сделать, и вот там где-то - картина. За этим туманом, вот там твоя картина. Но все-таки это участвует, оно как бы в картинной плоскости уже», - объясняет художник Николай Касаткин.

В своих картинах Николай Касаткин подобно тому, как это делал в кино Андрей Тарковский, пытается показать запечатлённое время. Природа предстает не в статичном состоянии. На одном полотне части пейзажа показаны в разное время суток. На другом – художник своему собственному пейзажу отводит скромное место этюда, главным же становится поверхность стены, которая, если присмотреться, повторяет очертания пейзажа.

«Вот принцип двойной картины Касаткина. Это художник, который учитывает, что до него в окно выглядывали миллионы людей, похожий пейзаж видели миллионы людей. Это очень толерантная позиция. Художник не навязывает, он не говорит, что я так вижу. Никто уже так не видит», - говорит куратор Кирилл Светляков.

В своих полотнах Николай Касаткин исследует вопросы восприятия окружающего мира. На некоторых полотнах художник буквально цитирует фрагменты чужих картин. На одной, например, - Аркадия Рылова 1918 года. Художнику как будто мало пространства холста, лебеди вырываются за его пределы. В другой картине Касаткин полностью цитирует произведение Олега Васильева, но помещает его в угол своего полотна, показывая, что природа гораздо больше и необъятнее, чем может показать даже самый талантливый художник.

Новости культуры