22.04.2011 | 11:41

В Ипатьевском монастыре готовятся к Светлому Воскресению

Готовятся к Светлому Воскресению и в Костроме, в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Основанный еще в XIV веке, он был известен как «колыбель» Дома Романовых – здесь в 1613 г. началось их царствование. В годы советской власти обитель была закрыта и частично разрушена. Русской Православной Церкви ее передали в 2004. С тех пор к каждой Пасхе в монастыре – особая подготовка. Рассказывают «Новости культуры».

У Маргариты Ганоцкой время Великого Поста – всегда самое загруженное работой. В знаменитую обитель к Пасхе съезжаются гости. Если праздничных одежд с собой нет – их нужно выдать. Ну и, конечно, у каждого священнослужителя Ипатьевского монастыря пасхальное облаченье – свое собственное, сшитое по фигуре.

«У них тоже бывает и мода, и хотят они хорошо выглядеть, чтобы облачение не было мешковатым, либо слишком узким. Но прежде всего чтобы было удобно служить, потому что они и поклоны делают, и когда служба идет, чтобы движения не сковывала», - говорит Маргарита Ганоцкая.

Татьяна Криницына – одна из трех мастериц Ипатьевского, которую именуют забытым словом «златошвейка». Владеющая разными техниками рукоделия, она вот уже шестой год осваивает старинное изысканное ремесло.

«Пришла к отче просится, узнала, что он вышивает митры – вот он взял, научил», - рассказывает она.

Отче, владеющий вышивкой – это настоятель Ипатьевского, отец Иоанн. К тому же знающий толк в реставрации и музейном деле. Он, наверное, самый частый посетитель швейно-вышивально-реставраторской мастерской.

Стежок за стежком – так в XIX веке вручную вышивали узоры на стихарях и филонях, поручах и поясах. Работа долгая, но ее, конечно, не сравнить с искусством вышивальщиц царских и княжеских мастерских XVI-XVII веков.
Один из раритетов – плащаница мастерской Ирины Годуновой, конца XVI века. Царице обычно принадлежал замысел и колористическое решение. Для нанесения контуров приглашались лучшие художники, а наиболее искусные мастерицы вышивали лики.

«Во времена репрессий Иоанна Васильевича Четвертого был искоренен один из знатных боярских родов, казнили всех представителей этого рода, в том числе и челядь – то есть слуг. Но мастериц Иоанн Васильевич взял в свою мастерскую – они необычайно ценились», - рассказывает научный сотрудник Церковного историко-археологического музея Костромского епархии Людмила Бурдина.

Искусство церковной вышивки отец Иоанн хотел бы возродить, хотя бы в Ипатьевском монастыре. Так же, как и его многовековую историю, частично утраченную в советское время.

Уже сегодня в Ипатьевском монастыре активно готовятся к празднованию 400-летия Дома Романовых. К марту 2013 года нужно успеть многое: воссоздать интерьер покоев Михаила Романова и его матери, отреставрировать палаты бояр Романовых и построить Храм Рождества Борогодицы, разрушенный в 30-х годах.

Начали строить фундамент – и обнаружили новую загадку истории.

«Было найдено множество надгробных плит XVI столетия, - рассказывает наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря архимандрит Иоанн (Павлихин). – И эти плиты были положены в основание храма – то есть использовались как строительный материал».

Как надгробные плиты оказались замурованы? И кем? Чьи останки найдены вместе с ними? Возможно, в истории Ипатьевского монастыря вскоре появятся новые факты.