17.03.2015 | 14:38

90 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского

28 марта исполняется 90 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского. В этот день телеканал «Россия К» показывает: спектакль МХАТ имени М. Горького «Иванов» (начало в 13:50), авторскую программу Анатолия Смелянского «Мхатчики. Иннокентий Смоктуновский» (начало в 16:40), художественный фильм Григория Козинцева «Гамлет» (начало в 17:05) и авторскую программу Сергея Соловьева «Те, с которыми я…» (начало в 19:30), посвященную актеру.

Путь Иннокентия Смоктуновского к славе был трудным и долгим, пока в судьбу актера не вмешался Его величество случай. Георгий Товстоногов пригласил актера в БДТ на роль князя Мышкина. После премьеры стало понятно, что в искусство пришел гениальный артист. Так началась новая эпоха в театре и кино – эпоха Иннокентия Смоктуновского. Его индивидуальность, неповторимая органика, не выносящая фальши и пафоса, обостренный актерский слух позволили Смоктуновскому создать удивительно глубокие и сложные образы. Одни признавали актера бесспорным гением, другие же считали юродивым, но все без исключения сходились в том, что равных ему нет!

В авторской программе доктора искусствоведения Анатолия Смелянского «Мхатчики. Иннокентий Смоктуновский», которая будет показана на нашем телеканале 28 марта в 16:40, речь пойдет об одном из лидеров «сборной страны» по имени МХАТ. «Как ни странно, портреты не передают до конца личность Смоктуновского. Вспоминаешь, прежде всего, голос. Настолько он был мхатчиком или стал мхатчиком? Не умел шутить, не умел рассказывать анекдотов, разрешал подшучивать над собой. Как-то прекрасно, по-детски смеялся. Блаженный! Или играл блаженного?! Его маска и его душа – вот тема», – рассказывает автор. В программе использованы материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного телерадиофонда; фотоматериалы Музея МХАТа и авторские фотографии Игоря Александрова. Представлены фрагменты спектаклей «Идиот», «Чайка», «Иванов», «Господа Головлевы», «Возможная встреча» и кинофильмов с участием актера.

Иннокентий Смоктуновский пришел во МХАТ в 1976 году и дебютировал на Новой сцене в заглавной роли в чеховском «Иванове» (28 марта в 13:50) в постановке Олега Ефремова, с которым прошел вместе важнейшую часть его тридцатилетнего марафона. Смелянский рассказывает о вершинных созданиях актера (докторе Дорне, дяде Ване, Иудушке Головлеве, И.С. Бахе). «При всех нестандартных формах поведения более ответственного актера, чем Смоктуновский, я во МХАТе больше не знаю. По степени отношения к любой роли, по кропотливости, по тетрадочкам и записям в них, по не пренебрежению любой ролью, даже самой ничтожной», – подчеркивает Анатолий Смелянский.

Основной акцент в рассказе делается на личность Смоктуновского. Образ князя Мышкина, который актер создал еще в давней работе Георгия Товстоногова, и в мхатовские годы питал фантазию Смоктуновского. Этот образ не был привычной маской: он диктовал специфические формы не просто актерского, но и человеческого поведения. «Маска Смоктуновского, как и легенда Смоктуновского, своими корнями уходила к князю Мышкину. Сотворив эту маску, он и в жизни ее донашивал, она стала продолжением лица. Но мне кажется, что нельзя просто взять и присвоить себе маску. Я уверен, что в самой природе его было нечто от князя Мышкина. Вся его пластика чуть-чуть извинительная, ощущение, если не удара, но точно оскорбления – это жило в нем, и это он впустил в Мышкина». Непредсказуемый в своих реакциях и спонтанных проявлениях Смоктуновский меньше всего был похож на советскую звезду. Иногда казалось, что это человек не от мира сего. «Это было в его природе, отдельный человек всюду».

Иннокентия Смоктуновского называли первым интеллектуальным актером советского кинематографа. Лучшие свои роли он сыграл в фильмах «Солдаты», «Девять дней одного года», «Чайковский», «Дамский портной», «Берегись автомобиля» и, конечно, «Гамлет» (28 марта в 17:05), который стал настоящей исповедью поколения 1960-х. Режиссер Григорий Козинцев шел к этой постановке восемь лет: изучал эпоху, тщательно записывал свои мысли, ставил Шекспира на сцене. Иннокентия Смоктуновского Козинцев увидел в учебном фильме и сразу, без кино- и фотопроб вручил ему шпагу и корону датского принца. «Гамлет» принес актеру мировую известность, даже англичане признали эту работу великой картиной. Фильм получил свыше 20 наград. Среди них - специальный приз жюри МКФ в Венеции (1964); премия Британской киноакадемии (1964); премия Национального совета кинокритиков США (1967); Ленинская премия, которой были удостоены Григорий Козинцев и Иннокентий Смоктуновский в 1965 году.

В послужном списке Иннокентия Смоктуновского более 80 ролей в кино. Их могло бы быть больше, но некоторые не случились. В авторской программе «Те, с которыми я...» (28 марта в 19:30) Сергей Соловьев рассказывает, как мечтал снимать его в своих картинах «Егор Булычов и другие» и «Станционный смотритель», но каждый раз те или иные обстоятельства препятствовали этому творческому союзу. Режиссер вспоминает о своих встречах с великим артистом, об уникальных свойствах натуры Иннокентия Смоктуновского. «У нас не сложилось совместной работы, но случилось необыкновенное общение, продолжавшееся много лет, – говорит Сергей Соловьев. – Сейчас, когда Иннокентия Михайловича уже нет, у меня такая печаль по поводу того, какой колоссальный художественный потенциал он унес с собой. Какое количество великих артистических работ он не сыграет, а мы не увидим. Это был такой инопланетный мир неиспользованных возможностей и инопланетный мир несыгранных ролей. И в этом инопланетном мире так нуждается наш сегодняшний мир, мир унылых свершений и смешных достижений. Но этого всего уже не будет. И нам надо быть страшно благодарными за тот маленький кусочек, восхищенными и восторженными свидетелями которого мы с вами были и есть».

В программу Сергея Соловьева включены фрагменты художественных фильмов, спектаклей с участием Смоктуновского. Использованы кадры съемки актера (передача «САС», 1994).

Пресс-служба телеканала «Россия К»