13.03.2015 | 12:20

"Реальность становится иллюзией" – в Третьяковской галерее

В Государственной Третьяковской галерее, в её отделении на Крымском валу, открылась выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией». Это направление в искусстве из числа тех, что заставляют публику недоумевать. Что за цель у художника? Зачем идеально копировать действительность, если с этим уже полтора века справляются фотоаппараты. Тем не менее, гиперреализм существует. Даже понемногу эволюционирует. Но если прежде художники создавали иллюзию реальности с достоверностью фотографии, то впоследствии наоборот – фотографы активно использовали в своих работах разные эффекты, которые приближали результат к живописи. Сегодня можно столкнуться и с тем, и с другим.

Гиперреализм – очень узнаваемое направление в изобразительном искусстве, если совсем просто – то эти работы очень похожи на фотографию. Художники имитировали фото с помощью живописных средств, но стремились даже не к достоверности, а к сверхреалистичности. Именно поэтому эти работы создают некое ощущение отчужденности, даже холода. Оно и понятно – мысли, чувства художника просто-напросто растворялись в созданной ими гиперреальности.

Само это направление возникло в Соединенных Штатах Америки – в конце 60-х. Было названо фотореализмом. На художников этого течения сильно повлиял и поп-арт и сюрреализм – Сальвадор Дали свое позднее творчество называл метафизическим фотореализмом. И скорее даже он, король эпатажа, а не представители поп-арта повлияли на художников из Советского Союза –сказывалась реальность, в которой они существовали – более близкая к сюру. А сам термин «гиперреализм» художники позаимствовали у французов, которые также апеллировали лишь к эстетическим принципам фотореализма, не к сюжетам.

«Фотореалистическая картина американского типа – она была для них слишком ограничена по своим задачам, они хотели быть Караваджо, Вермееером. Я бы сказал, что это интересно, но это еще и преувеличенные амбиции, которые мешали им вести чистую линию, и поэтому они перестали вдруг считываться в какой- то момент», – пояснил куратор выставки Кирилл Светляков.

Первопроходцами гиперреализма в Советском Союзе были эстонские художники, после – направление продолжило развиваться и в Киргизии, и в Армении, и на Украине. Гиперреализм затронул не только живопись, но и анимацию – на выставке представлены два видео-примера: «Перевал» Владимира Тарасова и «Полигон» Анатолия Петрова. Многие художники пробовали себя в гиперреализме, и среди них, например, Эрик Булатов, но никто не был абсолютно верен этому течению. Одни из самых ярких представителей – это группа «Шесть», они называли себя «гиперами». Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова хорошо знала многих из них.

«Это было как раз то время, когда я училась в университете. Так получилось, что я заканчивала искусствоведческое отделение МГУ года за два до того, как его заканчивал Шерстюк, и я была хорошо знакома и с ним, и с Базилевым. Я как раз много работала на всесоюзных выставках и многие работы видела, когда они впервые появились и именно на всесоюзных», – рассказала она.

Гиперреализм был частью официального искусства СССР, хотя его, конечно, и критиковали, и ругали. Кстати, многие из представленных работ с момента их первого показа на всесоюзных выставках больше не выставлялись. Про это направление в современной России вообще почти забыли, сегодня, по прогнозам специалистов, оно может стать предметом пристального внимания и изучения, как в свое время соцреализм. Правда, изучать придется не так много – большое количество работ попали в зарубежные частные коллекции и их судьба не известна даже сами художникам.

Новости культуры