22.04.2011 | 19:30

Борис Григорьев: запоздалое возвращение на Родину

Художника Бориса Григорьева называли гением, воплотившим на холсте красоту Серебряного века. В его авангардистской манере сплелись самые разные направления – от футуризма до экспрессионизма. Так и родился неповторимый «григорьевский» стиль. После революции художник покинул Россию, и его имя долгое время было под запретом. Возвращение на родину началось сравнительно недавно. Новой эрой в признании таланта мастера может стать ретроспективная выставка Бориса Григорьева, которая открылась в Русском музее в Петербурге. Рассказывают «Новости культуры».

Выставку работ Бориса Григорьева в Русском музее можно назвать запоздалым возвращением на Родину художника, его имени и тайны, сопутствующей удивительному таланту начала ХХ века. Для большинства зрителей творчество мастера ассоциируется с мистическим портретом Всеволода Мейерхольда.

«Он именно в "Привале комедиантов" познакомился с Мейерхольдом, и Мейерхольд показывал Анне Павловой какие-то движения образа, который они в тот момент ставили. Он его поймал на том, как он показывал это, совершенно необычно», – рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.

Стиль Григорьева формировался в художественном водовороте начала ХХ века – на стыке символических и авангардных исканий. Блестящего рисовальщика рано заметили критики Пунин и Бенуа, его старались зачислить в многочисленные артистические группы, но уже к 1910-м годам стало ясно, что речь идет о величине, соразмерной Малевичу и Филонову, со своим, абсолютно независимым стилем. Про автопортрет 1916 года Григорьев говорил, что на нем изображен образ революции, и добавлял при этом, что ему нужен был именно образ, а не сама революция. В 1919 году художник бежал из России, но тема Родины осталась в его произведениях. Острые, точные работы Григорьева оказались востребованными на Западе.

«Он одновременно писал "Росею" и классические  заказные портреты – то есть он мог все сразу. Необыкновенно, конечно, талантливый художник, и все-таки очень много зависело от его отношений с моделью»,  – отмечает научный сотрудник Русского музея Альфия Низамутдинова.

Горький, Рерих, Коровин и Рахманинов  – далеко не всегда модели Григорьева восторженно принимали результат работы с художником. Первой реакцией мог быть скандал или даже разрыв отношений, но потом те же персонажи признавались, что именно Григорьеву удалось выхватить главное в их натуре. Советские идеологи от искусства испытывали к Григорьеву стойкую неприязнь, и это легко понять, учитывая независимый характер живописца.

Мастер скончался от рака в Париже в 1939 году. Проведение первой отечественной выставки работ художника разрешили только через полвека во Пскове.

«По началу эта выставка была задумана в 1986 году. Но тут к власти пришел Андропов, а искусство, как известно, увы, связано с политикой, и все прикрыли»,  – замечает старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Римма Антипова.

Театральный цикл, эротическая французская серия, герои, схожие с персонажами старых голландцев... В любом стиле и в любой тематике Григорьев невероятно современен. Именно по этой черте обычно угадывается настоящий мастер.