13.03.2015 | 12:09

В столице открылась выставка "Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз"

В столице продолжается IX Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015». Новая выставка под названием «Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз», в который раз доказывает, что природа отнюдь не всегда отдыхает на детях гениев. Просто иногда она наделяет родственников разными талантами. В данном случае, и отец, и сын были фотографами. Но если старшего, Феликса, называют величайшим художником и «Тицианом фотографии», то Поль полнее реализовался как предприниматель. Именно он сумел сделать из богемного фотоателье отца весьма успешный бизнес-проект.

Два Надара – отец и сын, Феликс и Поль – по этим снимкам можно проследить не только их историю, но историю становления фотографии. Старший – Феликс – хоть и считался новатором – перенес живописные портреты с холста на фотографические пластины, все-таки в композиции не открыл ничего нового – следовал известным академическим принципам классического портрета.

Историю его успеха можно сравнить с историей мистификатора или предсказателя. Он одним из первых стал использовать электрический свет, причем, надо понимать, что в этих фотографиях нет ничего случайного – четко продуманы эмоции, позы и жесты модели. А все они были его друзьями – тогда еще никому не известные Жюль Верн, Эдуард Мане, Сара Бернар – всем им приходилось терпеть длительную выдержку.

Несколько минут без движения, почти не дыша – ради одного снимка. Сейчас, когда достаточно одного касания, чтобы поймать момент, представить это практически невозможно.

«Что меня потрясает – это мои же эмоции, когда я смотрю на их работы, – признается директор Французского института в России Филипп Вуари. – Это ощущение универсальности мира. То, что персонажи должны были долго позировать – проявляло скрытое у них внутри – ведь за эти несколько минут они проговаривали и выговаривали свою суть – взглядом, выражением лица».

Вот оно зарождение нового жанра – фотографии портрета: Виктор Гюго – он же на смертном одре, рядом – Иван Тургенев, подборка фотографий композиторов, среди которых Верди и Россини. О XIX веке Ольга Свиблова рассказывает эмоционально, и по-своему сравнивает ту богему с сегодняшней.

«Это умение выбрать и собрать вокруг себя больших людей до того, как они обвешены вот этими вот орденскими планками, в этом был талант этого человека, который очень хорошо понимал отличие лица от личины, – говорит Ольга Свиблова. – Он делал, посмотрите, как серьезно, он показывает лица этих великих … в этот момент, черт побери, никто не знал Александра Дюма, он был маленький».

В этом его дар предсказателя – многие, кого он запечатлел, впоследствии становились знаменитостями. Это семейное фото сейчас – редкий снимок. Тоже никому тогда еще неизвестный Поль Надар – следующий владелец фотоателье Надаров. Больше предприниматель, чем фотограф, он адаптировал ателье к новым веяниям. Его снимки уже не романтичны, а водевильны – смесь того, как должно быть с тем, как хотелось бы: например, парадные портреты дополнены гримасами и театральными аксессуарами.

Новости культуры