22.04.2011 | 23:55

Ушел из жизни актер и режиссер Михаил Козаков

Скончался Михаил Козаков. Он умер в Тель-Авиве на 77-м году жизни. Родные намерены похоронить артиста в Москве, он постоянно об этом просил. Человек напористый, честолюбивый, в творчестве был ненасытным и упрямым, фильмы и спектакли строил как крепости, роли готовил страстно и въедливо, с эмоциональным переизбытком, будто душу вынимая из каждого персонажа. Буквально перерождался в поэта, стихи которого читал со сцены. «Покровские ворота», «Безымянная звезда», «Выстрел», «Визит дамы», «Маскарад». После него осталось огромное количество знаковых актерских и режиссерских работ и блестящие чтецкие программы – это был целый артистический мир, его, Козаковская вселенная. Рассказывают «Новости культуры».

Когда полтора года назад, в канун 75-летия, он все же согласился на юбилейные интервью, признавался – прожил не одну жизнь, – много, а иначе и трудно поверить – как один человек смог столько сделать. Первая роль в кино – и сразу у Михаила Ромма в фильме «Убийство на улице Данте», первая роль в театре – и сразу та, о которой мечтают годами – Гамлет. В этой пьесе Шекспира, он сыграет трижды – у Николая Охлопкова, Глеба Панфилова, Петера Штайна.

«Конечно, он из поколения самого мощного, послевоенного поколения актеров, которых призвало к жизни послесталинское время. Неслучайно же он был первым Гамлетом послесталинского времени», - говорит театровед Анатолий Смелянский.

С неизменной трубкой, он отказался от нее только в последние годы, пижон и стиляга, которого знала, кажется, вся Москва, в его куртках снимались в кино, ему самому поклонницы не давали прохода, он покорял их без боя – лишь тем, как читал стихи.

«Он подарил мне часть своего обаяния, дарования, компанейского таланта. Какой-то бесшабашности вместе с мудростью. Он как-то был очень молодой человек. У меня никогда не было ощущения, что это глубокий старик. Нет, он какой-то всегда легкий, безалаберный, забавный, какой-то такой артистичный, с красивыми позами. Какой-то большой ребенок», - говорит режиссер Кирилл Серебренников.

«Я так думаю, что молодые могли бы просто позавидовать его темпераменту, сколько бы ему не было лет. Вы знаете, он мог стареть лицом, он мог жаловаться на недомогание , но все, что касается театра, это вспыхивали глаза, это какой-то такой острый ум, юмор, ирония злая, по отношению к себе в том числе», - говорит председатель Союза Театральных деятелей Александр Калягин.

Работал с легендами – Охлопков, Ефремов, Эфрос, и от каждого уходил. Выпускник школы-студии пошел в «Маяковку», 10 лет в «Современнике», потом наконец-то Московский Художественный, театр на Малой Бронной – переиграв на сцене героев, в кино сыграл – даже железного Феликса, судивший себя по самому высокому счету, вечно собой недовольный, он всю жизнь словно искал это недосягаемое и такое важное для него – идеал.

«Такая была правда, удивительное пиршество русского национального психологического театра. Играл он даже в Ленкоме, играл в спектакле «Оптимистическая трагедия». Играл Полония в спектакле Глеба Памфилова «Гамлет», замечательная была работа. Было много киноработ. Хотя он останется в памяти театральных людей, людей, которые интересуются кинематографом. Он замечательно читал стихи», – говорит режиссер Марк Захаров.

Он станет звездой после роли полковника в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя», а потом снимет свою звезду – Безымянную, но прогремит фильмом «Покровские ворота», ставшим культовым, каждая фраза из которого запомнится уже нескольким поколениям зрителей.

Такой ностальгический, что даже трудно поверить, что сам Михаил Козаков родился и не в Москве – в Петербурге. В их доме бывали Шварц, Мариенгоф, Ахматова читала стихи. Отец писатель, мать – про которую говорили сестра Серапионовых братьев, от эмиграции отказалась, в 37-арестована, про то, страшное время он потом снимет телевизионный фильм «Очарование зла», в 2010 показанный на телеканале «Культура».

«Миша Казаков в течение долгих лет был моим приятелем, близким, – говорит Олег Басилашвили. – И его мироощущение, его миропонимание, в общем, было сходно с моим, поэтому мы всегда находили общий язык, нам было очень интересно друг с другом. Ушел талантливый яркий человек который оставил ярчайший след в нашей российской культуре, в театральной, в телевизионной и в кинематографической».

В последние годы он тяжело болел, лечиться уехал в Израиль. Близкие люди пытались подбодрить, по телефону говорили про его фильмы, хвалили его последнюю книгу.

«Я звоню, говорю, «Миша, я прочла твою книгу. Я в восторге», - рассказывает артистка Людмила Иванова. - Он говорит: «Спасибо, я тут лежу один, я очень плохо вижу…» Ну конечно, что говорят в таких случаях: «Миша, держись, как-нибудь, что ты, мы еще прорвемся». Он сказал: «Я постараюсь… еще бы не простудиться». Он это не унывающим голосом сказал, но грустным…»

Про себя он сам говорил – стоит на четырех ногах – театр, режиссура, писательство и стихи, и сам признавался, часто подстреливали то в одну, то в другую, но стихи – в его жизни оставались всегда. Как он читал – это действительно, был целый театр – Пушкин, Давид Самойлов и такой любимый им – Иосиф Бродский - его дуэт с Игорем Бутманов для голоса и саксофона, можно слушать бесконечно.

«Мы работали - это было очень интересно. Михаил Михайлович приходил ко мне домой, он читал стихи, лежал на полу, он пел, танцевал, он показывал, что должно было быть, как он видел этот спектакль», - вспоминает Игорь Бутман.

Соболезнования родным и близким Михаила Козакова направили Президент России Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин. На смерть артиста откликнулся театральный и киномир.


Все материалы о Михаиле Козакове>>>