11.03.2015 | 11:10

Ежегодная итоговая выставка открылась в ГосНИИР

В выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации открылась традиционная ежегодная итоговая выставка. Без малого шесть десятков лет ГосНИИР занимается всесторонними исследованиями, консервацией и реставрацией памятников. Там работает первая в России лаборатория музейной климатологии. Специалисты отдела научной комплексной экспертизы регулярно оказывают помощь коллегам из Европы и США. Сотрудники ГосНИИР примут участие в проекте по реставрации гробницы в фиванском некрополе. Результаты работы минувшего года представлены на выставке в столице.

Самая значимая работа 2014 года для Института реставрации – Смоленская икона Божией Матери. С 2012-го святыня находилась в ГОСНИИРе. По просьбе Смоленской епархии, реставраторы убрали несколько слоев позднейших записей, в результате была открыта авторская живопись XVI века. Лик Божией Матери сильно изменился, если говорить простым языком, стал более строгим. Но именно таким он и был изначально. Реставратор Софья Волкова в течении трех лет ежедневно соприкасалась с иконой, но, по ее словам, только после передачи иконы в храм в Смоленске в полной мере осознала, с какой реликвией ежедневно взаимодействовали ее руки.

«Там даже женщина какая-то подошла к одно нашей девушке, сказала: “Это вы, это вы сделали, вот этими руками!” К нам так очень уважительно отнеслись. И когда мы уже уезжали, вечером подошли приложиться к иконе», – рассказывает художник-реставратор Софья Волкова.

Смоленская икона Божией Матери – безусловная святыня для церкви, да и для всей России. Но в Институте реставрации порой одновременно находятся памятники-антагонисты, имеющие прямо противоположные оценки в общественном сознании.

Вместе со Смоленской иконой в 2014-м в ГосНИИРе шла работа по реставрации памятника Феликсу Дзержинскому, того самого, который в 91-м году был расписан граффити, а потом и вовсе демонтирован с Лубянской площади. По словам директора института реставрации, несмотря на одиозную личность Дзержинского, сотрудники ГосНИИра видели в памятнике, прежде всего, творение известного скульптора Евгения Вучетича. Правда в январе вся работа реставраторов, рассказал директор института, была перечеркнута, это произошло в парке Музеон, где последние годы хранится памятник.

«Такое было довольно сложное техническое задание, что нужно было расчистить и сохранить изначальные надписи, которые были нанесены как раз в летние события 91 года, ГОСНИИР поясняет директор ГосНИИР Дмитрий Антонов. – Что и было сделано. Но, к сожалению, как мы знаем не так давно коммунальные службы поступили абсолютно вандально – они пришли и надписи, которые мы тщательно сохраняли, просто стерли в жесткой форме. И теперь памятник требует реставрации еще раз».

Еще одним проектом реставрации должна стать работа над гигантским полотном Александра Герасимова «2-й съезд колхозников». Полотно размером 11 на 7 метров случайно нашли в главном павильоне ВДНХ. В ГосНИИРе разработали проект реставрации картины. Восстанавливать и выставлять её будут здесь же, в павильоне СССР.

Новости культуры