11.03.2015 | 10:41

"Ифигения в Тавриде" прозвучала на сцене "Новой оперы"

Публика, которая заполнила минувшим вечером столичный театр «Новая опера», воспользовалась редким шансом послушать оперу Глюка «Ифигения в Тавриде», в концертном исполнении. В России это произведение не звучало больше трёх десятков лет. Чтобы услышать этот шедевр Кристофа Виллибальда Глюка, нужно было охотиться на «Ифигению» в знаменитых зарубежных театрах, а это мало кто может себе позволить. Авторы постановки в столичной «Новой опере» поступили наоборот, пригласили к себе солистов со всех концов света – из Италии, США, Уругвая. Чтобы они исполнили свои партии в сопровождении Юношеского симфонического оркестра России.

Глюк был реформатором оперы. Его «композиторский протест» был направлен против «костюмированного концерта» - каким во многом стал жанр в его время. Почти три столетия спустя, в нашу эру победившей визуальной культуры, картинка, презентация часто решает все – в том числе и в опере. Так что искания Глюка в области музыкальной драматургии сегодня открывается по-новому.

Идея постановки пришла руководителю Юношеского симфонического оркестра Василию Валитову. Эта опера Глюка для дирижера стала открытием.

«Этим летом меня пригласили на мастер-класс в Вену, и в библиотеке попалась на глаза старая-старая партитура. Я открыл и начал ее листать. Причем эта опера для меня была в принципе незнакома. И она настолько заинтересовала меня. Она настолько прекрасна и забыта», – рассказал художественный руководитель Юношеского симфонического оркестра России Василий Валитов.

Пока запланировано только одно представление. Идея проекта – вернуть на российскую сцену сочинение, которое не звучало больше 30-ти лет. «Ифигения в Тавриде» считается вершиной творчества венского классика Глюка. Либретто написано на французском. В основе сюжета – трагедия Еврипида. О том, что античные страсти разворачиваются на территории, которая сегодня – часть России, приглашенный уругвайский солист до интервью не догадывался.

«Я ведь с другого конца света. Таврида для меня – маленький полуостров где-то в Европе. Вообще для меня сегодня много открытий. В России я пою впервые. Это очень культурная страна. Я поражен, как много у вас театров, даже в маленьких городах. В Уругвае, например, оперный театр всего один. И петь перед вашей публикой для меня очень волнительно», – поделился Себастьян Феррада.

У Оксаны Аркаевой тоже дебют в России. Студенткой Московской консерватории она покинула Родину. Училась в Америке, много поет в Германии. В России выступает впервые, а вот в партии Ифигении – не новичок.

«В прошлом сезоне я пела целую серию спектаклей, мне кажется, 17 спектаклей в целом – это была постановка в Германии. Очень много элементов бельканто в этой партии, но очень много драмы. Невозможно просто петь эту партию. Ее нужно жить, каждое слово нужно понимать», – отметила она.

Опера без классического любовного треугольника – опера о дружбе. Юные оркестранты эту тему прочувствовали особенно. В их интерпретации, кажется, звучит еще и надежда – что это сочинение вернется на Российскую сцену уже надолго.

Новости культуры