25.04.2011 | 15:31

"Огненные языки благодати" в Новодевичьем монастыре

Много загадок таят в себе экспонаты выставки «Огненные языки благодати», которая открылась в Ирининских палатах Новодевичьего монастыря. Церковный музей возник в стенах обители после того, как она была передана Московской епархии из ведения Государственного исторического музея. Представленные иконы никогда ранее не экспонировались. Они находились в закрытой церкви Сошествия Святого духа, где могли молиться только члены царской семьи и приближенные к ним особы. Рассказывают «Новости культуры».

Эту выставку, без преувеличения, называют чудом. Более пятидесяти икон, несколько веков они были сокрыты от посторонних взглядов. «Огненные языки благодати» – одна из первых самостоятельных выставок Новодевичьего монастыря и недавно созданного Церковного музея Московской епархии.

«Великая ответственность для нас проводить научную, культурную деятельность в рамках монастыря», – признается митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Эта выставка удивляет: не только туристов, верующих людей но и многих экспертов в области иконописи. Все эти раритеты – из храма Сошествия Святого Духа XVII века. Церковь расположена в верхней части Успенского собора Новодевичьего монастыря.

Храм Сошествия Святого Духа строился по личному приказу царевны Софьи. Долгое время о нем знали лишь избранные. По лестнице, ведущей непосредственно в храм, сначала ходили члены царской семьи, а после революции – сотрудники Государственного исторического музея. Именно работники музея на протяжении десятилетий сохраняли уникальный храм. Для обычных посетителей вход в него до сих пор закрыт. Подобное архитектурное решение – церковь в церкви, максимально сокрытая от посторонних, – православным храмам абсолютно не свойственно. Для такого нетрадиционного строения и иконы писали соответствующие.

«Специалисты по русской иконописи, которые любят Андрея Рублева, Феофана Грека, они будут не очень довольны этими иконами, потому что они написаны не в русском стиле. Это барочный иконостас, в котором очень сильны европейские традиции», – отмечает кандидат исторических наук Рита Бутова.

То ли иконы, то ли светские живописные полотна. Их обнаружили в подместном ряду иконостаса. Сюжеты странные, иногда непонятные. Таких эксперты не встречали ни в одной русской церкви. Кто автор этих полотен, конечно, не известно. Эксперты пока предполагают: им мог быть европейский художник.

«Среди иконописцев, которые работали в Оружейной палате, было очень много мастеров из Западной Европы, которые передавали свое мастерство русским. И это было такое взаимовыгодное сотрудничество», – продолжает Рита Бутова.

Заслуженный художник России Александр Конов долго искал цветовое решение для этой экспозиции. В итоге остановился на сером – цвете, который редко используется в православной традиции. Теперь убежден: только с помощью этого оттенка можно было сконцентрировать все внимание только на раритетных экспонатах.

«Вы видите здесь наклонные витрины: они напоминают не только аналой, но еще и рабочий стол реставратора», – поясняет автор концепции выставки Александр Конов. 

Рабочие столы реставраторов эти иконы покинули буквально за пару дней до начала выставки. Четыре реставратора работали прямо в стенах монастыря. В рекордно короткие сроки – меньше двух недель – вывели хрупкие полотна из аварийного состояния.

«Условия нашей жизни были достаточно напряженными. Но матушка была настолько великодушна, что принесла нам и тюфяки, и раскладушки, мы тут спали. За счастье считали отойти на пять минут чаю попить», – рассказывает руководитель реставрационных работ Анна Марченкова.

Еще одна выставка – «Московская епархия вчера и сегодня» – рассказывает о том, как из руин вновь поднимались храмы. Кстати, церковь Сошествия Святого Духа скоро тоже ждет масштабная реставрация. Так что раритетные иконы пробудут в Ирининских палатах Новодевичьего монастыря недолго.