26.04.2011 | 10:30

Состоялось превью спектакля Юрия Любимова "Маска и душа"

В Театре на Таганке есть такая традиция: представлять новый спектакль ко дню рождения театра. В этом году Таганке - 47. И в качестве подарка - спектакль «Маска и душа». Художественный руководитель театра Юрий Любимов обратился к Чехову. Антон Павлович предстает перед зрителями как автор и как персонаж спектакля, который диагностирует состояние души человека. Каково оно? Осталась ли под теми масками, которые люди вынуждены носить постоянно, душа. Жива ли она? Незадолго до официальной премьеры в театре на Таганке спектакль показали в формате превью. Рассказывают «Новости культуры».

Модным словом «превью» Юрий Любимов вооружился, будучи в Лондоне. Теперь превью в театре на Таганке – перед каждым спектаклем. Как пробный зонд, который запускают в публику за некоторое время до премьеры.

«У них свой зритель. И этот зритель дает возможность и мне понять какие-то просчеты. И артистам, что где-то они недотянули. Это фактически крещение дитя», - говорит Любимов.

Чехов по-любимовски – Чехов малоизвестный. Режиссер замешал в одно «Степь», «Пасхальную ночь», «Пассажиров первого класса». Прибавил сюда фрагменты байроновского «Каина», задействовал современников Чехова – Бунина, Горького, Шаляпина. Все для того, чтобы через жизнь и творчество классика снова – на этот раз со сцены Таганки – поставить диагноз стране, в которой живем. И, что еще важнее, состоянию души человека.

Зазор между маской и душой Любимов возводит в планетарный масштаб, заостряет и укрупняет. В свойственной ему экспрессивной манере, с невероятно точными рисунками каждой роли.

«Когда эта форма сложная, то нам тоже тяжело приходится как актерам. Поэтому я удивляюсь его терпению. И его как всегда таланту в новизне», - рассказывает народная артистка России Любовь Селютина.

Спектакль – около полутора часов, без антракта, Любимов не любит прерываться. Музыку к «Маске и душе» сочинил композитор Владимир Мартынов. Больше всего он настраивался на ритмы самого Любимова – за плечами почти два десятка совместных работ. А вот художника у спектакля нет. Сценографию и костюмы Юрий Петрович придумывал сам. Не обошлось без помощи Антона Павловича – сценического. Исполнитель главной роли Андрей Смиреннов не только живое воплощение Чехова на сцене, но и автор сердца декораций – символической руки, выполненной по эскизу Эрнста Неизвестного. По его словам, работа над декорациями помогла ему лучше прочувствовать роль.

Последние несколько дней полны для Юрия Любимого приятными событиями. Близкая премьера долгожданного спектакля, 48 день рождения театра и награждение специальной номинацией Европейской театральной премии.

«Это, безусловно, сильное эмоциональное воздействие на меня. Мой сын Петр сказал: ты смотри, пап, как тебе везет! Что ты в таком возрасте имеешь такие эмоциональные встряски!», - говорит Любимов.

Юрий Петрович полон планов. Из ближайшего – «Школа жен» Мольера. Превью уже законченного спектакля «Маска и душа» – оно же, по мысли Любимова - крещение – состоялось вполне.

После показа Юрий Петрович – среди зрителей, которые, может быть, того не подозревая, пришли помочь ему закончить спектакль.