06.03.2015 | 09:40

О системе безопасности Русского музея рассказали сотрудники

Музейные сокровища и сегодня являются огромным соблазном для участников чёрного арт-рынка. Сами кражи принимают всё более изощрённый характер, поэтому охраняют ценные экспонаты всё чаще с помощью передовых технологий, но человеческий фактор по-прежнему решает многое. Если во времена императора Александра Третьего на должность смотрителей Русского музея принимали только представителей сильного пола, то теперь его службу безопасности возглавляет дама, в подчинении которой шесть сотен сотрудников. 

Ошеломительное по скорости и смелости налетчиков ограбление Русского музея в конце минувшего столетия раскрыли, может, и не так быстро, зато результативно. Преступников, которые весной 1999 года разбили окно со стороны Михайловского сада, сняли со стены две первые попавшиеся картины и расстреляли охрану, поймали и осудили. "Гитарист-бобыль" Василия Перова вернулся на прежнее место.

Главный хранитель Иван Карлов помнит все подробности того нападения. С тех пор в Русском музее тихо и спокойно. Это как раз тот случай, когда хорошие новости - это отсутствие новостей.

"Что является критерием? Количество раскрытых преступлений, попыток краж нападений или полная тишина? Или отсутствие всего этого? - задается вопросами Иван Карлов.

У главного хранителя музея к службе безопасности претензий нет, но есть требования - жестко соблюдать баланс между надежностью и ненавязчивостью, строгостью и вежливостью. Посетители не должны чувствовать слишком пристального внимания, однако, и вседозволенности здесь тоже не место.

Все объекты Русского музея, а это несколько дворцов и парков, охраняет полк полиции номер один. Раз в два часа постовой обходит все здания. На вопрос: "Сколько человек снаружи?" Отвечают: "Достаточно". Сотрудники вневедомственной охраны неохотно раскрывают специфику своей работы. Музей защищают не хуже, чем Смольный, только по-другому. 

"Мы обеспечиваем реагирование на различные противоправные действия, - рассказывает командир полка полиции номер один Николай Соколов. - Не дай Бог, на бабушку смотрителя нападут. Мы должны быстро среагировать. В ночное время кто-то попытается влезть через окно, сработает сигнализация. Мы должны среагировать и обеспечить контрпропускной режим".

Сегодня служба безопасности Русского музея - это современный уровень защиты. Самой структуре в этом году исполнилось 20 лет. Но первые смотрители появились еще во времена императора Александра Третьего. Тогда это были только мужчины. Сейчас коллектив женский. За порядком в залах пенсионерка Галина Артамонова следит уже 6 лет.

"Чтобы я не делала в зале, с кем бы не общалась, я всегда должна видеть зал", - говорит смотритель Галина Артамонова. 

Единственная в мире женщина-начальник службы безопасности музея готова раскрыть почти все секреты. Ирина Кузнецова уверена, что ситуация всегда под контролем, ведь в ее подчинении 600 сотрудников и 300 видеокамер.

"Лазерные лучи? В кино это действительно эффектно, но у нас есть другие методы, не менее действенные и не менее эффектные", - рассказывает начальник службы безопасности Русского музея Ирина Кузнецова. 

Любовь к искусству у начальника службы безопасности - качество профессиональное. Она - искусствовед. Стояла у истоков разработки системы защиты Русского музея. За эти годы концепция сильно изменилась.

"Изменился подход к безопасности, - отмечает Кузнецова, - если раньше под безопасностью понимали все, что связано с защитой от воровства, существует огромное количество рисков: риск от наводнения, пожаров, вандализма или техногенных катастроф".

Сегодня защита музея - это целый комплекс мер: вневедомственная охрана, досмотр на входе, смотрители, электронные метки на всех экспонатах, с помощью которых можно отследить любое перемещение раритета. А также камеры и датчики, вся информация с которых поступает на специальный пульт. Компьютеры хранят уникальную базу, в которой описаны все идентификационные метки музейной коллекции, на случай, если все-таки придется опознавать свои экспонаты на антикварном рынке.

Каждое утро двери отпирают ключами, доступ к которым имеют только сотрудники музея, у каждого свой персональный пин-код. Они вынимают железную колбу, ключи внутри, а снаружи радиометка. Вынести их за территорию невозможно: тяжелый брелок. Многим это не нравится - отстёгивают. Но скоро это будет сделать невозможно. Систему постоянно совершенствуют.

Следующий этап, который в ближайшее время собираются реализовать в Русском музее - создание единого пульта охраны, который будет помогать следить за ситуацией сразу на всех музейных объектах. По размерам эту территорию можно сравнить с Ватиканом.

Новости культуры