27.04.2011 | 10:34

"Образы Божьего мира" представлены на выставке в музее-усадьбе "Царицыно"

Когда-то они не поделили имя. Имя Альбрехта Дюрера. Итальянец Раймонди копировал работы мастера, подписываясь его же именем. Так в истории искусства в XVI веке впервые был проведен судебный процесс, связанный с защитой авторских прав. Сегодня гравюры Дюрера и их копии мирно уживаются на одной выставке. Экспозиция под названием «Образы Божьего мира. Пасхальная сюита» открылась в музее-усадьбе «Царицыно». Наряду со старинными гравюрами на выставке представлены камни и минералы, обработанные в форме яйца. Рассказывают «Новости культуры».

Взятие Христа под стражу. Крестные страдания. Положение во гроб. На пасхальной неделе авторы выставки решили напомнить, какой ценой досталось светлое Христово Воскресенье. Европейские художники заостряли внимание на страданиях Христа и христиан. Это мучение святой Екатерины. Подобный натурализм был свойственен именно западной традиции, воспитанной на схоластическом латинском варианте христианства. В то же время, это не умаляет достоинств самих гравюр, автор которых Альбрехт Дюрер. Его влияние на европейскую гравюру было таково, что все развитие этого вида искусства теперь принято делить на два основных этапа – до Дюрера и после.

«Дюрер разработал такую систему рисунка, благодаря которой можно было сделать достаточно сложное изображение, - рассказывает кандидат исторических наук Мария Ермакова. – Линии у Дюрера, в отличие от его предшественников, несут собственную смысловую нагрузку, они орнаментальны, очень красивы. Его гравюры можно разглядывать. Он не гравировал сам, у него был штат мастеров для которых он делал рисунки».

Еще при жизни у Дюрера появилось множество подражателей. Одного из них – итальянского гравера Раймонди Дюрер даже попытался засудить – за то, что он не только искусно копировал его работы, но и ставил на них инициалы самого Дюрера.

Вторая часть выставки посвящена пасхальной традиции дарить разноцветные яйца. Коллекция минералов в форме яйца по-своему уникальна. И не только потому, что многим минералам в силу строения их кристаллической решетки очень трудно придать форму эллипса, но еще и потому что здесь представлены редкие экспонаты. Например, вот это яйцо сделано из метеорита, упавшего на территории нынешней Белоруссии больше 100 лет назад.

«Находили яйца динозавров, которые заставляли древних людей оцепенеть в раздумьях, что же это такое. И тоже загадка какой-то древней жизни конечно перед ними представала. Поэтому не случайно яйцо мы дарим на Пасху, потому что это символ возрождения, символ жизни, это символ пробуждения новой жизни, новых сил каких-то, это такой жизнеутверждающий символ», - рассказывает искусствовед Александр Севастьянов.

Всего на выставке экспонируются более трехсот произведений. Все они показывают красоту Божьего Мира через творения рук человека.