27.04.2011 | 13:46

За дирижерским пультом - маэстро Федосеев

Советские меломаны обожали слушать серию пластинок под общим названием «Сравните интерпретации». Им было интересно обнаруживать в разных исполнениях новые оттенки любимых произведений. Нечто похожее задумал главный дирижер Большого Симфонического Оркестра Владимир Федосеев: он организовал цикл из пяти концертов, на каждом из которых звучит одна и та же симфония Чайковского, причем не из самых популярных. За пульт БСО при этом всякий раз встают разные дирижеры. Сегодня, в рамках форума искусств «Золотой Витязь», прошел четвертый концерт этого цикла, которым маэстро Федосеев дирижировал сам. Рассказывают «Новости культуры».

 

Идея сыграть 5 раз подряд одно и то же сочинение в одном и том же зале одним и тем же оркестром, правда, с разными дирижерами принадлежит Владимиру Федосееву. Он позаимствовал ее в Европе.

«На Западе есть передачи по радио, когда дают одну часть симфонии, не объявляя дирижера, называя по номерам. Потом спрашивают, какой номер вам понравился больше, - рассказывает народный артист СССР Владимир Федосеев.

Вопросам интерпретации за рубежом уделяется большое внимание, пора поднять этот вопрос и в России, считает маэстро. Для эксперимента он выбрал Третью симфонию Чайковского, наименее известную, у которой нет устойчивой традиции исполнения.

«Никто не соблазнится играть в стиле того или иного дирижера», - уверен Владимир Федосеев. Хотя он сам много лет назад и записал Третью симфонию на пластинку, эта встреча с ней опять, как первая. Возвращаясь к какому-либо сочинению, маэстро много времени проводит наедине с партитурой, прежде чем приступить к репетициям.

«Вперед к автору. Всегда только этого придерживаюсь, и, как говорят, оказывается, это самое современное видение музыки, – считает Владимир Федосеев.

Слушатели, которые не пропустили ни одного концерта этого цикла, в следующий раз смогут выбрать лучшее исполнение. А в награду за верность БСО и внимание к вопросам интерпретации они каждый раз получали своеобразный музыкальный бонус. То, что звучало во втором отделении, каждый дирижер выбирал по собственному желанию. Владимир Федосеев, например, предложил музыку Свиридова на стихи Пастернака. Здесь был умысел. Не зря здесь звучат известные строки: «не спи, не спи художник, не придавайся сну, ты вечности заложник, у времени в плену».