27.04.2011 | 14:53

Российские эксперты выступили в защиту творчества Натальи Гончаровой

В благородном семействе хрестоматийных, а значит, очень дорогих музейных художников, случился скандал: в Англии и во Франции в этом году вышли монографии, посвященные творчеству Наталии Гончаровой. И оказалось, что большая часть произведений, которые опубликованы в этих книгах и приписываются знаменитой амазонке русского авангарда, ее кисти не принадлежат. В солидных на вид изданиях за работы великой художницы выдаются подделки, со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая рыночные. Об этом 26 апреля эксперты- искусствоведы и представители музейного сообщества объявили на пресс-конференции, тема которой: «Фальсификации в искусстве: российские эксперты защищают творчество Натальи Гончаровой». Рассказывают «Новости культуры».

 

На пресс-конференции представили книги, которые вызвали скандал в российском культурном сообществе. Французское и британское издания о творчестве Наталии Гончаровой – правнучатой племянницы Пушкина, ученицы скульпторов Волнухина и Трубецкого, живописца Коровина. Здесь же - каталоги, по которым предлагается изучать русский авангард современным специалистам за рубежом.

«Много лет русский авангард не изучался у нас на родине, в этом смысле западные люди нас опередили. Мы долгое время у них учились. И выход такой книги, как книга Эндрю Партона о Гончаровой – она не просто разочаровала, она, по сути дела, вызвала некую шоковую реакцию», - уверена старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Если Эндрю Партон в искусствоведческой среде человек известный, то кто такая француженка Дениз Базету – российские эксперты не знают. Но уверяют: то, что более 60 процентов картин, представленных во французском каталоге, – подделки, можно доказать и без специального химического анализа: Наталия Гончарова никогда не занималась тиражированием своих работ на одну и ту же тему. Еще один интересный момент – в Третьяковку, в собрании которой огромная коллекция картин Гончаровой, авторы не обращались.

«Как можно обсудить работу великой русской художницы, если вы не были в Третьяковке – это просто смешно», - считает коллекционер, галерист Джеймс Баттервик (Лондон).

«Когда выходят такие издания, когда с нами никто не связывался, не консультировался, не обращался к нам, то одно это даже заставляет задуматься о профессионализме, о качестве того, что издается», - убеждена гендиректор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Эту акцию российские искусствоведы иначе как массированной атакой на русский авангард и русскую художественную культуру не называют.

«Надо как-то на это реагировать, потому что уже давно русское искусство заполонили «фальшаки», особенно русский авангард, но такой акции массированной еще не было«», - говорит искусствовед Андрей Сарабьянов.

Государственные структуры уже готовят специальные письма в издательства. Реакция со стороны нашей страны должна последовать незамедлительно.

«Мы намерены поддержать и от имени государства обратиться в компетентные органы Франции с тем, чтобы этому вопросу был дан ход и чтобы те люди, которые пытаются ввести в заблуждение общественность, преследовались по закону в уголовном порядке», - утверждает исполняющий обязанности руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков.

У Росохранкультуры и Третьяковки к авторам монографий множество претензий, в том числе, и нарушение авторских прав. Пока они собирают необходимые документы. Но уже сейчас понимают: доказывать, что картины, приписываемые кисти Гончаровой, – фальшивки, придется не одно десятилетие.