25.02.2015 | 14:07

Эрмитаж. От частной коллекции к Императорскому музею

В выставочном зале Российского государственного исторического архива открылась экспозиция «От частной коллекции к Императорскому музею», посвященная истории становления главного музея Петербурга. Эрмитажное собрание сегодня воспринимается как данность, но за каждым шедевром скрывается драматичная, а иногда и детективная история.

Основательница Эрмитажа Екатерина II приобретала живопись целыми коллекциями и решалась на такие операции даже в те годы, когда казна страдала из-за войн с Турцией. Философ Дидро, бывший доверенным лицом императрицы, писал, что вызывает действиями по закупке живописи общественную ненависть:«Вопят любители, художники, вопят богачи. Екатерина приобретает коллекцию Тьера во время разорительной войны. Вот что их повергает в смущение и унижает».

Высочайшее распоряжение графу Панину говорит о выделении 180 тысяч гульденов князю Белосельскому и князю Строганову для приобретения картинной галереи графа Брюля. От известного саксонского министра в Эрмитаж поступило более 500 произведений голландских и фламандских живописцев.

«Екатерине всегда присылали список картин. Но они покупали кота в мешке, потому что не всегда картины, указанные в списке, соответствовали тем картинам, которые в итоге привозились. Потому что было много поддельных картин. Или картины не всегда были тех авторов, которые указывались в каталоге», - рассказывает Татьяна Богданова.

Екатерина могла отправить непонравившуюся картину бывшему владельцу, сама участвовала в распаковке вещей. Документы исторического архива дают возможность проследить все этапы формирования всемирно известной коллекции.

«Подавляющее большинство документов здесь, и графики в том числе, экспонируются впервые. И когда они еще свет увидят, один господь ведает, потому что архив – это все-таки не музей, и не каждый день мы все-таки вытаскиваем из своей многочисленной коллекции то, что достойно внимания посетителей», - отметил директор РГИА Сергей Чернявский.

Как приобретались «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», почему в 1901 году для окраски стен Зимнего дворца решили выбрать цвет в тонах новой ограды сада. Среди первых посетителей выставки закономерно много сотрудников Эрмитажа.

Значительный раздел экспозиции составляют авторские чертежи зодчих, работавших в Зимнем дворце, от Растрелли до Лео фон Кленце. По проекту галереи 1812 года видно, что работа Росси была принята с минимальными поправками.

Пожалуй, самый неожиданный для выставки стенд представляет образцы ткани для обивки мебели в Зимнем дворце. Объяснение простое: все подобные вещи проходили высочайшее утверждение и, как следствие, сохранялись министерством двора. Теперь это - прекрасная основа для работы реставраторов.
 

Новости культуры