25.02.2015 | 10:38

Борис Юхананов представит свою трактовку "Синей птицы"

Спектакль «Синяя птица», поставленный Станиславским в 1908 году, с тех пор и до наших дней шёл без изменений. Этот пример сценического долгожительства - единственный случай в отечественной театральной практике. Однако уважение к канону не означает запрета на новые интерпретации. Сегодня вечером в столичном электротеатре «Станиславский» Борис Юхананов представит свою трактовку пьесы Метерлинка. Спектакль-путешествие, в котором принимает участие вся труппа, обещает быть непростым для зрителей. Начать хотя бы с того, что детям - героям сказки - придётся повзрослеть, а их судьбы тесно переплетутся с советской историей.

Спектакль, длиною в три вечера. Режиссёр Борис Юхананов бросил вызов театральной публике, и, конечно, самому себе, решив превзойти по хронометражу мэтров – мастеров многочасовых постановок – Льва Додина, Анатолия Васильева, Алексея Бородина. Режиссёр уверен, такой размах оправдан, сегодня даже необходим.

«Вот эта крупная форма, сопряженная с большим стилем, также необходима театру, как и был необходим роман, поэтому я решаюсь на три вечера, с коллективом, делать каждый вечер как отдельный спектакль. Надеемся, зритель придет посмотреть спектакль три вечера подряд», - говорит Борис Юхананов.

70 артистов, более трех сотен костюмов, масштабные мультимедийные декорации и три части спектакля - каждая длится более трёх часов. В главных ролях - Алефтина Константинова и Владимир Коренев, старожилы театра. Заставить зрителя посмотреть все три части – для актеров, конечно, вызов. Но, если не получится, - не страшно, ведь каждая часть юханановской «Синей птицы» – полноценный и автономный спектакль.

«Допустим, современный человек приходит домой, включает телевизор, и какая-то часть программы прошла, он продолжает смотреть ее, он себя к этому приучил. А если надо уходить, не досмотрев, он дофантазирует себе», - размышляет народный артист России Владимир Коренев.

Изначально в театре никто и не подозревал, какой размах крыльев будет у «Синей птицы». Репетировали по пьесе, а потом вдруг режиссер Борис Юхананов начал записывать воспоминания главных исполнителей. Они и не предполагали, что их откровения будут включены в спектакль.

«Мы потом начали добавлять, добавлять. Он, конечно, очень увлечен, и там я рассказываю, как сыграла "Чайку" во МХАТе с Массальским. И я начинаю проговаривать текст, и он говорит: "Будете весь этот монолог играть". А ведь раньше там этого не было», - рассказывает Алефтина Константинова.

Весь спектакль напоминает сон, поток сознания, местами, - галлюцинацию. На протяжении трех вечеров зрителям будет предложен микс из автобиографии ведущих актеров в мультимедийной форме, ностальгии по прежним временам, а через мгновение - диалогов на молодежном сленге, ярких декораций и спецэффектов. И много-много разговоров, о чем угодно, но, кажется, не о главном - не о счастье, и, конечно, не все зрители этого действа сумеют поймать в нем «Синюю птицу».

Новости культуры