25.02.2015 | 16:09

История еврейского театра в России - в Музее имени Бахрушина

В Музее имени Бахрушина открылась масштабная выставка об истории еврейского театра в России. Экспозиция дополнена обширной культурной программой: фильмы, спектакли, встречи с актерами и режиссерами. С яркой и короткой судьбой трупп «Габима» и «ГОСЕТ» познакомились «Новости культуры».

Организаторы объясняют – специального повода для выставки об истории еврейского театра в России – нет. Просто об этом ярком явлении культуры первой половины XX веке незаслуженно мало говорят.

«Для нас очень важно, что мы, наконец-то, имеем возможность впервые представить самой широкой аудитории вот этот комплекс материалов. И художественных, и архивных по истории «Габима» и ГОСЕТа. Они впервые представляются нашей зрительской аудитории», - говорит директор Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов.

«Габима» – театр, возникший в Вильне в 1913-м. Позже в его судьбе приняли участие Станиславский, Вахтангов и даже Сталин – в должности наркома по делам национальностей он одобрил открытие театра в столице. В «Габиме» играли на иврите – высоком древнем языке, который мало кто понимал. Труппа объехала с гастролями Европу и Америку. В 1927-м, почувствовав, куда сворачивает государственная политика в СССР, большая часть актеров осталась в Европе, а затем переехала в Палестину. Для нашей страны история ярчайшей труппы закончилась.

«Вот, например, постановка Вахтангова "Принцесса Турандот" известна в России. Но в мире Вахтангов известен как режиссер постановки "Гадибук" именно в «Габиме», потому что этот спектакль прошел все Европу и Америку», - рассказывает куратор выставки Александр Ешанов.

«ГОСЕТ» – государственный еврейский театр - играл спектакли на идиш. Языке, на котором говорили в еврейских местечках по всей восточной Европе. Но в России театр не хотел ограничиваться еврейской публикой. Чтобы быть понятным, искал свой особенный пластический театральный язык.

Картину «Введение в еврейский театр» Марк Шагал написал в 1920-м. Она - часть оформления театра «ГОСЕТ», которое он создал. Еврейский театр как явление привлек выдающихся художников. Альтман, Фальк, Тышлер.

Еврейский театр в России – яркая страница еврейского культурного ренессанса и часть большой истории авангарда. Она закончилась в 1949-м – в ходе борьбы с космополитизмом. Большие надежды, которые возникли в революцию, трагически закончились в эпоху диктатуры. 

Новости культуры