28.04.2011 | 10:49

Неактуальная реклама Серебряного века

В залах Третьяковской галереи – рекламные плакаты конца XIX – начала XX столетия. Они призывают есть тот или иной сорт печенья, шить на машинке определенной марки, отдыхать в Гаграх или посетить вербный базар. Сегодня это - неактуальная реклама, как и назвали выставку сотрудники музея. Но за неактуальностью сообщения скрываются выразительные художественные средства. Их изобретали художниками первого ранга, ведь плакатной графикой занимались подчас самые именитые живописцы. Рассказывают «Новости культуры».

Хитро придуманные, затейливо написанные. Сто лет назад плакаты, которые сегодня язык не поворачивается назвать «рекламой» – слишком уж художественны – висели на уличных тумбах и даже заборах. Выставочный и зрелищный, книгоиздательский и социальный, наряду с газетами плакат – основное средство массовой информации и рекламы.

«Художники изобрели ряд средств, которые стали эксплуатироваться и в наше время, которые привлекают внимание – жесты, слоганы, определенные позы, раскадровки», - говорит куратор выставки Александра Терентьева.

То, что рекламщики взяли – прием эстетизации определенного образа жизни, который должен привлечь потенциального потребителя.

Модно – отдыхать в Гаграх. Модно – читать классику. К подписке на журнал «Нива» - собрания сочинений в подарок. Заказы на плакаты берут Васнецов и Коровин, Билибин и Бакст. Они живо отзываются на социальные нужды общества: заем военный и заем свободный. В проектах благотворительного общества святой Евгении участвуют мирискуссники.

«В деятельности общества было сплавлено два противоположных явления. С одной стороны, оно существовало под покровительством высочайших особ, с другой – представляло творчество новых художников, представляющих новое направление в искусстве, которое не ассоциировалось с консерватизмом», - говорит Александра Терентьева.

Реализм и модерн, символизм и эклектика – плакат, как и в целом изобразительное искусство отражает смену художественных стилей на рубеже эпох: от эскиза афиши выставки 1897 года до образцов плакатов художников-эмигрантов, которыми пополнилась коллекция Третьяковки двадцать лет назад. К примеру, плакаты для оформления балов – и во Франции эта традиция, привезенная из России, продолжалась. «Плакат выступает даже не в качестве рекламного объекта, а в качестве декоративных элементов, которые, как правило, украшали залы. И эти была, которые были благотворительными и были призваны собрать средства в помощь художникам – не только русским, но вообще художникам, живущим в Париже», - говорит хранитель отдела графики Государственной Третьяковской галереи Евгения Илюхина.

Из ста произведений складывается образ эпохи, срез времени, которое было менее политизированным и более наивным, менее циничным и более изящным. В его искусстве еще не сломлены вековые традиции, но уже угадываются первые признаки соцреализма.