28.04.2011 | 12:20

Большой театр в мае выступит в Парижской опере

Большой театр нанесет ответный визит Парижской опере. В феврале нынешнего года после 20-летнего перерыва балет Гранд-опера выступил в Москве, и вот теперь балетная труппа ГАБТа готовится к обменным гастролям, которые пройдут во французской столице с 5 по 15 мая. Об этом сообщил сегодня генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

В парижской афише московских танцоров только два названия. Зато каких! "Пламя Парижа" на музыку Бориса Асафьева и "Дон Кихот" Минкуса, бесспорные балетные хиты Большого театра.

Начнут гастроли, конечно, "козырной картой" - зажгут "Пламя Парижа". И дело тут не только в названии. Балет, отразивший события Великой Французской революции, никогда не шел на французской сцене, однако пользовался невероятной популярностью в Советском Союзе. Поставленный в 1932 году выдающимся российским хореографом Василием Вайноненом, он вошел в историю как один из самых знаменитых балетов советской эпохи. Достаточно сказать, что "вождь всех времен и народов" Иосиф Сталин смотрел этот спектакль как минимум 15 раз и наградил его премией своего имени первой степени.

В 2008 году уже хорошо забытый балет возродил в Большом Алексей Ратманский, вернув "Пламени Парижа" его былую славу. И хотя этот спектакль никогда не выезжал за границу, в Париже его уже видели: в 2009 году известная французская компания CielEcran вела прямую трансляцию спектакля в десятки кинотеатров Франции. Показ имел оглушительный успех. Понятно, что теперь парижане горят желанием увидеть "Пламя Парижа" не с экрана, а "живьем", на сцене Гранд-опера, где спектакль дадут пять раз.

Столько же представлений запланировано и у "Дон Кихота". По всеобщему признанию, этот балет нигде не танцуют лучше, чем в Большом театре.

Впрочем, так и должно быть. Ведь балетный "Дон Кихот", так мало похожий на роман Сервантеса, родился именно в Большом театре, где в 1869 году был впервые поставлен великим Мариусом Петипа. За 140 лет искрометный спектакль не только не постарел, а даже упрочил свою лидерскую позицию.

Ведь в ХХI веке главные партии в нем на грани человеческих возможностей исполняют самые яркие звезды ГАБТа - виртуозная балетная пара Наталья Осипова и Иван Васильев. Разумеется, их в первую очередь и увидит Париж в "Дон Кихоте". Впрочем, абсолютно во всех гастрольных спектаклях заняты только ведущие солисты Большого. В их числе - Мария Александрова и Александр Волчков, Екатерина Крысанова и Вячеслав Лопатин, Нина Капцова и Денис Савин, а также Владислав Лантратов, Екатерина Шипулина, Андрей Меркурьев, Артем Овчаренко и многие другие.

"Составы полностью утверждены, декорации отправлены, и встреча с французским зрителем состоится уже совсем скоро", - с явным удовольствием констатировал гендиректор Большого театра.

"Сцена легендарной Гранд-опера нам давно и хорошо знакома, - заметил он. -Вообще, балет Парижской оперы - наиболее близкая нам западная труппа и по стилю, и по отношениям, которые заметно активизировались и укрепились в последние десять лет". "Это - наши добрые друзья и коллеги, в гостях у которых мы бываем довольно часто. А вот балет Парижской оперы в нынешнем году приезжал к нам после 20-летнего перерыва. Но мы не хотим надолго оставаться в долгу. В сентябре 2013 года балетная труппа Гранд-опера вновь приедет на гастроли в Москву, которые пройдут уже на исторической сцене Большого театра", - заключил руководитель ГАБТа.