19.02.2015 | 11:22

Конец истории бумажной архитектуры

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина готовится к открытию выставка "Бумажная архитектура. Конец истории". Так называют проекты, которые не были воплощены по разным причинам – сложно, дорого или даже идеологически неблагонадёжно. Однако каждый из этих графических листов – вполне самодостаточное произведение искусства.

Выставки бумажной архитектуры во всем мире вообще большая редкость, а об экспозициях, построенных на сопоставлении идей мастеров разных эпох, кураторы не слышали ни разу. Автор идеи - архитектор Юрий Аввакумов. Он больше 10 лет горел этим проектом. Графика будет представлена на стендах из обычных листов МДФ, то есть спрессованной бумаги. Авторы экспозиции постарались максимально объемно раскрыть тему бумажной архитектуры - представлены работы XVIII века и те, что были созданы в конце ХХ столетия. Анализировать и сопоставлять предлагают публике. Нет строгих канонов - архитектурная фантазия всё-таки, неоднозначен и сам термин "бумажная архитектура".

"Он появился в конце 20-х годов, такой ругательский. Все, что не вписывалось в Республику Советов, кому-то казалось слишком отвлеченным, называлось бумажной архитектурой, - рассказывает Юрий Аввакумов. - Я, например, узнал в инстиуте, это тоже был ругательский термин, если студент начинал ерунду рисовать. Первую выставку в 1984 году мы назвали "Бумажная архитектура", и он прижился как термин".

В центре экспозиции представлена графика из коллекции Пушкинского музея. Работы мастеров XVII - XVIII веков – Джакомо Кваренги, Пьетро Гонзаго, Джузеппе Валериани, Франческо Градицци. Больше всего работ Джованни Баттиста Пиранези - всего их четырнадцать. Его считают основоположником направления бумажной архитектуры. Он создал огромное количество рисунков и чертежей, но построил Пиранези только одно здание. На выставке - две его знаменитые серии.

"Самая знаменитая его серия темниц или тюрем, которая может и не была при жизни Пиронези столь оценена но потом, в течение столетий и художники, и поэты обращались к этой серии.  Всех интриговала необычность замысла волнующих таинственных изображений", - отмечает куратор выставки Анна Чудецкая. 

Серию графики, созданной в ХХ веке, открывают работы архитектора Вячеслава Петренко. Это его утопические проекты, их воплотить никак не возможно, поскольку там многое на грани сюрреализма и параллельных пространств. Также без претензии на воплощение в 1982 году была разработана концепция Хрустального дворца. Ее авторы -  Александр Бродский и Илья Уткин.

"Саша с Ильей, - рассказывает Юрий Аввакумов, - тогда сочинили такую инсталляцию из вертикальных листов стекла. Никакая не архитектура , но со стороны эти листы, которые были составлены в расслоенный витраж, давали образ дворца. Он как мираж, его было видно из капиталистического города. Там целая легенда была написана, и нужно было обнаружить, что это из стекла".

Выставка неслучайно называется "Бумажная архитектура. Конец истории". Это направление, по оценкам специалистов, не развивается. Причина банальная - линейки, карандаши, рапидографы и кульманы почти полностью заменили компьютеры.

Новости культуры