18.02.2015 | 10:11

Уроки истории на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Уроки истории в сценическом воплощении. Сегодня вечером Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко покажет главную премьеру своего оперного сезона - "Хованщину". Режиссёр Александр Титель впервые в истории театра взялся за постановку народной музыкальной драмы Мусоргского. На генеральном прогоне побывала наша съемочная группа.

Исторические костюмы сохраняют достоверность времени. Кажется Титель специально отказался от громоздкого антуража, чтобы не отвлекать от главного.

"Чтобы не мешать сосредоточиться на людях, характерах, чтобы сосредоточиться на страстях, которые бушуют на одной шестой суши", - говорит режиссер. 

Солист оперной труппы театра Нажмиддин Мавлянов ради "Хованщины" отклонил приглашение в Ла Скала. Он готовил сразу две партии – персонажи полярные по характеру и по голосу.

"Когда выбегает Андрей за Эммой, идет в голосе драматизм. Он ею овладевает, она никуда не денется, а Галицын, он нервный, потому что он не знает, что будет завтра", - рассказывает Мавлянов. 

Что будет завтра, не знал даже Мусоргский. Работая над "Хованщиной" последние семь лет своей жизни, он так и не поставил точку. Финальный аккорд остался за Шостаковичем, сделавшим аранжировку, считавшим надрыв стоящего у бездны композитора. Этот импульс передается актерам.

"В интонациях есть что-то щемящее, минор, мажор, он дает колыхание какое-то, что-то затрагивает в душе, начинает внутри петь", - считает солист оперной труппы Денис Макаров. 

Досифей Дениса Макарова напоминает современных политиков. "Он жесткий, - говорит о персонаже Макаров. - иногда приходилось придумывать оправдания для того или иного случая. Он не коварный, он - князь, знающий цену своим словам, но при этом может поиграть на публику, может владеть толпой. Он это знает, отсюда искушения всякие".

Стена огня в финале приведет Марфу - героиню Ксении Дудниковой - к самосожжению, но пока искусно сделанный огонь даже не обжигает ладони. 

"В ней гораздо больший пламень горит, чем пламя свечи, - говорит Дудникова. - Но все время, пока говорит о горении с Андреем, пытается внутренний огонь утихомирить и привести к мирному горению свечи". 

Массовые сцены впечатляют масштабом. Участвует даже детский хор. После "Войны и мира" это самый густонаселенный спектакль, в котором вопросов остается больше чем ответов. Елена Ворошилова. 

Новости культуры

Читайте также:
Александр Титель представит "Хованщину"