28.04.2011 | 17:38

Сто лет назад родился живописец Алексей Либеров

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения народного художника России Алексея Либерова. Торжества к вековому юбилею мастера в эти дни развернулись в Омске - городе, где в середине прошлого века Либеров, виртуозно владевший техникой пастели, стал одним из инициаторов создания в Педагогическом институте художественно-графического факультета. Сегодня этот вуз уже носит статус университета и входит в тройку самых значимых в стране. А имя легендарного педагога – как и его работы – бережно хранятся учениками сибирского художника. Рассказывают «Новости культуры».

Этому дому в центре Омска – ровно век. Особняк Кабалкиных после национализации занимали райкомы, театральное общежитие, Дом самодеятельного творчества. И вот уже почти два десятилетия – это Дом-музей мастера - «Либеров-центр». К вековому юбилею художника, у центрального входа, открыта скульптурная композиция, выполненная его воспитанниками.

Окутанные ореолом легенд истории про потайную дверцу, подземный ход и клад, найденный в подвале этого старинного дома, - часть экскурсии по «Либеров-центру». Но все же главное сокровище этого дома – работы мастера, имя которого носит музей.

«Предмет нашей гордости, что в самые тяжелые, девяностые годы, мы смогли собрать неплохую коллекцию. Мы начали с нуля в декабре 1994-го года, а сейчас у нас уже более трех тысяч единиц хранения», - рассказывает главный хранитель Омского областного художественного музея «Либеров-центр» Нина Шугаева.

В фондах Либеровского музея – работы основателя Омского Худграфа и его учеников. Большинство из них продолжили школу знаменитой либеровской пастели. Все ее многообразие – на юбилейной выставке в Омском музее изобразительных искусств.
 

На холсте и на бумаге, используя специальные грунты и учитывая влияние воздуха и света, Либеров работал пастелью, как живописец.

«Топографию, как он говорил, или этнографию в искусстве он не любил. Техника пастели предоставляла ему возможность передать обобщающий характер пейзажного мотива», - объясняет куратор выставки, сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Галина Севостьянова.

Лишь в ранних работах Либерова, написанных в первое послевоенное десятилетие, человек и природа имеют вполне определенные литературные и кинематографические прообразы. Чуть позже появятся пейзаж эпический и лирический в традициях левитановского пейзажа-настроения. Здесь же - уникальная серия картин. В 1970-м Алексей Либеров возглавил творческую группу советских художников «Нефть Сибири». Пафос открытий и трудовых побед нефтяников заглушил тогда остро поставленный Либеровым экологический вопрос. Серия даже была удостоена Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина.

«В восьмидесятые годы он один из первых сказал, что может ожидать нашу природу. «Из нее уходит все живое», - говорил Мастер. Вот эта гражданская позиция, голос художника в защиту живой природы, на этой выставке очень остро чувствуются», - считает Галина Севостьянова.

«Пейзаж – тема в искусстве вечная, но природа, к сожалению, не вечна». В год столетнего юбилея Алексея Либерова эти слова, сказанные сибирским художником почти полвека назад, звучат еще более пронзительно.

Читайте также: В Омске отмечают 100-летие со дня рождения художника Алексея Либерова