28.04.2011 | 19:30

"Неактуальная реклама" в Третьяковской галерее

Приобрести полное собрание сочинений Гейне, прокатиться до автомобильной выставки, отдохнуть на Кавказе – самые разные предложения, уже давно канувшие в лету, можно изучить на выставке «Неактуальная реклама», открытие которой сегодня состоялось в Третьяковской галерее. Самые ранние постеры относятся к 1897 году, когда в Петербурге, Москве и Киеве прошла первая Международная выставка плаката – в основном, европейского. Высокое качество тех работ заставило отечественных мастеров изменить отношение к низкому рекламному жанру. В итоге этот чисто коммерческий «продукт» открыл новое творческое пространство для многих знаменитых художников. Рассказывают «Новости культуры».

Если в интернет-поисковике набрать «Семья Обмановых», компьютер решит, что это ошибка, и предложит свой вариант – «Семья Романовых». Фильм, по сути, и был издевательством над членами императорской фамилии. Вышедший в 1917 году, он, в отличие от афиши, не сохранился. Фирменным знаком выпустившей его кинокомпании была комнатная муха – переносчик инфекций. Царских орлов, под крыльями которых и возникло все русское плакатное искусство, на этой выставке несравнимо больше. Автор афиши, приглашающей на концерт духовной музыки в Консерваторию, – знаменитый иллюстратор сказок Пушкина Иван Билибин. Тогда еще не было профессии дизайнер, и плакаты рисовали художники – Бакст, Коровин, Васнецов.

«Мы все знаем афиши Тулуза-Лотрека конца XIX века. Так и здесь. Вот, посмотрите, какая стильность во всех этих плакатах, стильность модерна», – замечает заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

«Это очень праздничные плакаты, но, к сожалению, ни один художник не известен. Очень интересен центральный плакат – климатическая станция в Гаграх», – показывает куратор выставки Александра Терентьева.

Продать образ, а за счет этого сам товар или услугу, на чем строится и современная реклама, – все это было придумано еще до революции. Многие афиши напечатаны в Париже, хотя и в Москве, и в Петербурге в то время хватало своих типографий.

«К нам попали именно высокохудожественные плакаты. Это художники, которые работали над образом, подбирали шрифты. Эпоха как раз началась с шрифтов, вся эта полиграфическая культура», – добавляет куратор Александра Терентьева.

Призыв страховать жизнь, хранить деньги в сберегательной кассе и приобретать облигации займа свободы... По-своему агрессивная реклама, но нигде нет никаких звездочек и ссылок на особые условия. Одним словом, настоящее учебное пособие для современных дизайнеров – как сделать рекламу ненавязчивой, талантливой и открытой. В этом смысле выставка «неактуальная реклама» очень актуальна.

Читайте также:
Неактуальная реклама Серебряного века