17.02.2015 | 14:30

Выставка карикатур Поля Робера

В Музее печати на Мойке открылась, без преувеличения, уникальная выставка карикатур Поля Робера. Он приехал в Санкт-Петербург из Швейцарии в конце XIX века в качестве негоцианта, однако коммерция ему быстро надоела, и он подался в актёры. На удивление быстро был принят в труппу Императорского Михайловского театра, где прослужил более 30 лет. А в свободное от лицедейства время рисовал шаржи на современников для «Петербургской газеты».

Такими вы их точно не видели. Максим Горький, Федор Шаляпин, Илья Репин и другие известные персонажи глазами современника. Шаржи на актеров, писателей, композиторов и политиков Петербурга конца XIX- начала XX веков сильно отличаются от классических портретов и фотографий. Для Поля Робера, кстати, в свое время популярного актера, карикатура была всего лишьувлечением.

«Его любили коллеги по театру, его любила публика, включая вдовствующую императрицу. Его называли "Наш Робер" "Он выслужил полную пенсию к 1917 году, когда случились известные катаклизмы. Он не уезжал до последнего, хотя были обыски и угрозы арестов. Он вышел на сцену в последнем спектакле французской труппы Михайловского театра и прощался от лица труппы со зрителем и только после этого вернулся в Швейцарию», - рассказывает куратор выставки Ольга Ансберг.

Издатель «Петербургской газеты» Сергей Худеков был гласным городской Думы Петербурга. И вполне естественно, что на страницах издания деятельность городского самоуправления той эпохи освещалась весьма широко. Иллюстрировал статьи Поль Робер.

 «Очень интересно увидеть изображения тех политических деятелей, чьи фотографии не сохранились. Есть только фамилии в печатном виде, их деятельность описана, но изображений нет. А всегда хочется представить визуально, что это такое», - говорит заведующая Музеем печати Валентина Демидова.

Материал для будущей выставки в подшивках «Петербургской газеты» искала студентка исторического факультета СПБГУ Светлана Петрова. В поисках карикатур Робера она проштудировала номера издания за два десятилетия и нашла 365 шаржей. Из них, по ее словам, три запомнились больше всего: композитор Римский-Корсаков, балерина Анна Павлова и хозяин городского цирка Сципионе Чинизелли.

«Они наиболее не похожи на себя и в неожиданном образе представлены. Например, Римского-Корсакова я бы никогда не представила едущим на санках в римской тоге», - отметила Светлана Петрова.

На выставке представлено около ста карикатур. Остальные работы Поля Робера историки собираются разместить в отдельном альбоме.

Новости культуры