29.04.2011 | 10:15

Искусство тропической Африки представлено в Пушкинском музее

Великие творческие народы, создавшие и продолжающие создавать художественные произведения, достойные высочайшей оценки. Так известный художник Михаил Звягин говорит о жителях Африканского континента. В Отделе личных коллекций Государственного Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина открывается выставка из собрания художников – Михаила и его сына – Леонида Звягиных. Здесь полторы сотни произведений африканского искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Накануне открытия, весь день, пока монтировалась выставка, Михаил Звягин внимательно наблюдал за процессом. За 20 лет, что он собирает искусство Африки, это первая выставка его коллекции. Страстный собиратель, с детства увлекся марками, профессиональный художник, он пришел к собиранию скульптуры Черного континента поздно, уже в 60. Потому и случилось, что в Африке коллекционер никогда не был. Его Африка – мир формы и пластики работ, купленных в Европе, Америке, России. На выставке представлено лишь полторы сотни вещей из собрания.

На самом деле в коллекции Звягина гораздо больше экспонатов. Около тысячи. Но какую бы вещь ни выбирал Михаил Звягин, он всегда руководствуется одним, главным для себя принципом. Объект должен нравиться ему визуально, привлекать формой, пластикой, цветом. Об исторической ценности художник думает в последнюю очередь.

Временной охват работ, представленных на выставке – от V века до нашей эры до века XX. Обожженная глина, бронза, кость, ткань. В Африке почти все они – не произведения искусства, а объекты культа. Вещи магические, использовавшиеся в ритуалах. Такие же точно в ходу и сегодня. Возможно, и сейчас где-то в далеких Зимбабве или Нигерии вокруг такого вот божка исполняют ритуальные танцы и дымят кострами местные племена. А этот Оба – что значит правитель – жестом левой руки показывает духам, принявшим подношения, что им пора удалиться. У организаторов выставки другая цель.

«Мы попытались, конечно, каждую вещь показать наиболее выигрышно именно как памятник, произведение искусства, - говорит куратор выставки Ольга Дюжева. - Поскольку мы художественный музей, мы всегда хотим показать памятники именно так, с этой точки зрения».

Каждый предмет в коллекции Михаила Звягина – выискан и выстрадан, но есть в ней свой любимчик. Точнее – любимица. Вот эта женская деревянная скульптура, трогательно прижимающая младенца к животу.

«Мне она очень понравилась и я ее заполучил. Я ее приобрел в Нью-Йорке», - рассказывает Михаил Звягин.
Мальчишкой переживший ужасы блокады Ленинграда, Звягин много писал страшную историю ХХ века – блокада, холокост, войны в современном мире. Увлечение художественной культурой Африки сказалось на живописи мастера, заметно изменило технику его работы.

«Мы жили в ХХ веке – один из самых жестоких веков был, две мировые войны, уничтожение в лагерях, холокост. Африканское искусство очень накладывается на все это. По своей выразительности, по пластике», - говорит художник.

В начале ХХ века африканское искусство открыли для себя художники, искавшие новые формы выражения в искусстве. Без таких вот простых темнокожих женщин могло не случиться диковинных моделей Модильяни. Без такой брутальности - мир мог не узнать кубизма Пикассо. Одновременно с выставкой Михаил Звягин подарил музею 75 экспонатов. У него есть мечта. Минимум – чтобы был создан отдел Африканского искусства на базе ГМИИ. Мечта максимум – полноценный музей. Путешествие в Африку бесконечно, даже если ты ни разу в ней не был.