29.04.2011 | 10:36

Музыкальные истории Алексея Архиповского

Алексея Архиповского называют «лучшим в мире балалаешником». Именно с таким титулом он вошел в российскую книгу рекордов. В руках музыканта балалайка может звучать и как арфа, и как банджо, и даже как клавесин…Убедиться в этом можно было на концерте, который состоялся минувшим вечером в Московском международном Доме музыки. Рассказывают «Новости культуры».

Каждый выход на сцену – начало новой музыкальной истории, признался как-то Алексей Архиповский. Ни одна из его композиций никогда не повторяется на концерте в точности, потому что ни одна не была сочинена и записана, все они рождались как импровизации, а наиболее удачные он запоминает и повторяет чуть ли не каждом концерте. Публика не позволит их не сыграть.

Играть на балалайке Алексей начал в 9 лет. В детстве он был хрупкого телосложения, и баян, на нем играли отец и дед Алексея, был для него слишком тяжелым. В музыкальной школе посоветовали балалайку, там и конкуренция меньше, убеждали педагоги. Теперь сам Алексей Архиповский вне всякой конкуренции. Он желанный гость на разных фестивалях: фольклорных, джазовых, авторский песни, гитарных. Казалось бы, самому простому народному инструменту он дал новую современную жизнь, поставил балалайку в один ряд с признанными лидерами академической сцены – скрипкой и виолончелью. Свои эксперименты в области балалайки соло он начал в Смоленском русском народном оркестре, продолжил в ансамбле «Россия», которым руководила Людмила Зыкина. В своем творчестве Алексей Архиповский находит тонкий баланс между развлекательностью и высоким искусством.

«Этот незатейливый, казалось бы, инструмент, имеет очень много внутренних красок, еще нераскрытых, которые требуют моего внимания. Я рад, когда он обновляется, по-другому звучит, с неожиданной стороны показывается», – говорит музыкант.

В инструментах Алексей знает толк, предпочитает те, что были сделаны в золотой век балалайки, когда она жила своей естественной жизнью в народе.

«Это второй инструмент. Месяц всего. Тур прошел, выдержал все испытания. Этот инструмент еще более старый, чем прошлый. Тот 1928 года, а этот Налимова, 1902, он постарше, помудрее, мы с ним сейчас разговариваем», – рассказывает Архиповский.

То, что играет Алексей Архиповский – это не джаз, и не эстрада, не фольклор и не классика. А все это вместе плюс авторская импровизация, любовь к музыке вообще и к балалайке в частности. А еще желание, чтобы как можно больше людей полюбили балалайку.