29.04.2011 | 15:30

"Приют комедианта" ищет… новый приют

Насколько эффективно используются бюджетные средства, выделяемые на строительство и реконструкцию объектов культуры? В эти минуты это выясняет председатель правительства Владимир Путин. В Пензенском драматическом театре в режиме видеоконференции проходит его встреча с представителями региональных театров. И это очень актуально именно сейчас, когда во многих городах идет активная реконструкция и строительство. Например, только в Санкт-Петербурге возводится новое здание Мариинского театра, строятся новые площади для Эрмитажа, реконструируется Большой драматический театр. 

Через год начнется реконструкция и еще в одном петербуржском театре – в «Приюте комедианта». Как говорят архитекторы, театр будет не узнать. Квадратных метров не прибавится, но интерьеры изменятся радикально. Рассказывают «Новости культуры».

Бывший кинотеатр, бывший ночной клуб. Этот зал вместе со всем зданием на Садовой театру достался по наследству в 1997 году. Сначала работать там было несложно. Но растущая с каждым годом популярность сыграла свою роль: постановки сделались масштабнее, зрителей приходило все больше. Атмосфера стала невыносимо тесной, особенно за кулисами.

«Здесь, конечно, очень тесно. Вот, мы открываем дверь в гримерку и перегораживаем... А если артист бежит на сцену, то он может кого-нибудь расшибить», – демонстрирует актер театра Геннадий Алимпиев.

Впрочем, переделку устроили не только из-за неудобной планировки. Дело в том, что существующие интерьеры совсем не соответствуют внутреннему миру театра. Известный сценограф Эмиль Капелюш, который уже много лет успешно сотрудничает с «Приютом комедианта», разработал новую идеологию. Не камерный, но и не слишком большой. Соединение традиций и современных технологий.

«Я, например, был против того, чтобы была такая архаичная структура, где бархатные занавески, позолота и прочее. Мне кажется, что это театр демократичный, куда люди приходят после работы», – поясняет сценограф.

Детальной технической разработкой проекта занялись профессиональные архитекторы и дизайнеры. От первоначальной идеи надстроить еще два этажа отказались сразу, чтобы не искажать облик исторического квартала. Квадратных метров не прибавят, но зрителю покажется, что театр  стал больше. Входное фойе первого этажа, где сейчас располагается зона для зрителей, визуально разделят на две части с помощью подвижных стендов с афишами спектаклей. При необходимости эти конструкции можно будет перемещать, делая фойе больше или меньше. Гардероб перенесут на территорию нынешних складских помещений. Стены фойе второго этажа очистят от штукатурки до кирпича и выкрасят в белый цвет. Еще из театра навсегда исчезнут традиционные фотографии актеров. После реконструкции лица любимых артистов – по требованию зрителя – будет воспроизводить жидкий кристалл цифрового монитора.

«Когда я попала сюда в качестве архитектора, я посчитала это подарком судьбы. Потому что появилась возможность подарить этим людям, которые очень полюбились и популярны, какое-то новое пространство для жизни, для осуществления того, что они несут в этот мир. Это было очень интересно», – признается автор проекта Вероника Жукова.

В интерьерах зала не будет ничего лишнего. Разве что появятся ложи – ниши для дополнительных мест «высекут» прямо в стене. Попасть в зал можно будет не только по лестнице, но и при помощи специального подъемника. Специальный механизм установят для зрителей с ограниченными возможностями. По плану реконструкция должна не только начаться, но и завершиться в 2012 году. На переделку выделено всего полгода. Большего, по словам художественного руководителя, театр позволить себе не может.

«Будем на разных площадках города арендовать. Думаю, что мои коллеги, директора театров, не откажут нам в приюте», – говорит худрук театра Виктор Минков.

Сейчас идет работа над окончательным вариантом проекта. Что не мешает создавать отдельные детали интерьера. Пусть и не в натуральную величину, но уже готова дверь, которая будет отделять фойе от зала. В театре говорят: все будет рассчитано таким образом, чтобы представление начиналось до того, как зритель займет место в зале.