20.02.2015 | 16:12

Календарь. 20 февраля 2015 года

«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической Революцией…»
20 февраля 1848 года был опубликован Манифест Коммунистической партии за авторством Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Манифест Коммунистической партии 1848

«Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Мы воспоем войну – единственную подлинную гигиену мира, воспоем милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархиста, прекрасные идеи, которые убивают, и презрение к женщине…».
20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» был опубликован «Первый манифест футуризма» Филиппо Томазо Маринетти.
Первый манифест футуризма 1909

Он начал писать очень поздно. Первый роман опубликовал в 38 лет. Сочинительство давалось ему мучительно. Он признавался: «Сам вид чистой белой бумаги ранит мне душу. Физическая сосредоточенность, которой требует этот труд, столь мне ненавистны, что я избегаю его, как только могу. Призывов, с которыми я обращаюсь к людям, совсем немного. Они ничего не изменят в делах этого мира. Но именно ради них я родился».
20 февраля 1888 года родился Жорж Бернанос, один из крупнейших французских писателей ХХ века, автор романов «Под солнцем сатаны», «Дневник сельского священника», «Новая история Мушетты».
В трагическом мире Бернаноса борьба добра и зла, греха и святости играет определяющую роль в жизни героев, которые предстают в беспощадно ярком свете.
Он писал: «Надежда – самая великая и самая трудная победа из всех, какие человек способен одержать над своей душой».
Жорж Бернанос 1888 – 1948

Его называли самым европейским из всех американских режиссеров. Темы его картин будто почерпнуты из философии французских экзистенциалистов – разрушительная абсурдность существования, невозможность духовной близости, триумф личной выгоды и обреченность человека подчиняться своим страстям и порокам. Однако он всегда избегал мрачной серьезности. Он был не моралистом, а ироничным и печальным лириком.
Демонстративно работая в пределах классических голливудских жанров — комедии, детектива, мюзикла, вестерна, мелодрамы, он подвергал неожиданному переосмыслению все мотивы, стереотипы и архетипы американской киномифологии.
Мир его фильмов не только переполнен звуками и образами, но и перенаселен. Главный герой, как правило, отсутствует, либо тонет в массе второстепенных персонажей.
Он довел до совершенства так называемый «горизонтальный срез», прием, в котором взаимная вибрация мини-сюжетов создает особый резонанс, в котором звучит то слаженный, то дисгармоничный хор голосов.
Однажды он сказал, что на съемках «ждет, пока произойдет что-то непредвиденное». Его картины часто кажутся спонтанными, но к финалу в них обязательно выявится вполне четкая структура, но не рационально исчисленная, а сложившаяся из игры чувств и эмоций.
90 лет назад родился Роберт Олтмен. Американский кинорежиссёр и сценарист, единственный в США обладатель главных наград фестивалей большой тройки — «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Золотого медведя».
Ричард Гир сказал о нем: «Он был глубок, как океан, и легок, как перышко».
Роберт Олтмен 1925 – 2006