09.02.2015 | 11:52

Борис Андреев: "Творческих мук нет. Есть муки иссякнувшего творчества"

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Бориса Андреева. Это был тот случай, когда официальное звание на сто процентов подтверждалось всенародной любовью. Не зря Андреев полушутя-полусерьезно говорил, что в СССР кроме него и Петра Алейникова, с которым подружился на съемках фильма "Трактористы", самым популярным был разве что Чарли Чаплин. В Борисе Андрееве совпало все: былинная внешность, богатырская сила, мощный характер, уверенность в себе и природный талант. 

Днем работа на заводе, вечером - драмкружок. Это юношеское увлечение театром тогда еще совсем молодого слесаря-электромонтера Бориса Андреева и определило его судьбу. Внутренне независимый и настойчивовый Андреев одноврееменно трудился на производстве и учился в Саратовском театральном техникуме. После его окончания в 1937 году коллеги по цеху шутили, что наряду с 1738 комбайнами завод выпустил и одного актера.

Рослого, крепкого парня, который тогда был актером Саратовского театра, Иван Пырьев заметил, когда труппа приехала на гастроли в столицу. В тот момент кинорежиссер никак не мог найти подходящего артиста на роль Назара Думы в картине "Трактористы". Дебют Андреева не просто стал первым успехом в его кинокарьере, но раскрыл самобытный талант.

"Вспомните "Трактористов", как он движется, какая у него пластика выразительная, он ведь прошел актерскую школу в Саратове, которая отличалась подготовкой актеров", - говорит заслуженный деятель искусств России Армен Медведев. 

"Кубанские казаки", "Истребители", "Щорс", "Большая жизнь"... Его героев - парней внешне суровых, но непростых - обожала вся страна. Одной из лучших работ Андреева стала роль Саши с Уралмаша в легендарном фильме "Два бойца". Он был снят в разгар Великой Отечественной войны.

"Недаром же Евгений Габрилович-драматург, когда увидел фильм, понял, что там есть нечто более сущевствеенное – это Андреев и Марк Бернес", - говорит Армен Медведев. 

В период послевоенного так называемого "малокартинья" Борис Андреев как актер беспроигрышный снимался по-прежнему много. Хотя к выбору материала относился с особой строгостью. В 1956 артист сыграл русского богатыря  Илью Муромца в одноименном фильме. Это одна из самых масштабных картин. Лента тогда попала в Книгу рекордов Гиннесса из-за большого количества кинематографических находок, оригинального грима и съемок трюков.

При внешней простоте, которую как раз культивировал кинематограф, Борис Андреев был человеком, мыслящим широко и незаурядно. Образы его получались сложными, многогранными. В 1968 году уже маститый артист сыграл у начинающего режиссера Станислава Говорухина в картине "День ангела". Купец Грызлов - Андреев не произнес ни одной фразы из сценария. Все реплики придумал сам. 

"Он мне говорил, понимаешь ведь Грызлов не мог так сказать, он ведь купец с Волги, и я с Волги. Он по-другому бы выразился, и переписал, все сказал свими словами", - вспоминает народный артист России Станислав Говорухин. 

Пародоксальность и острота ума Андреева нашли отражение не только в кино, но и в литературной форме. На салфетках, сценариях, газетных клочках он записывал мысли, возникавшие в поездках, в перерывах между съемками. Например, говорил: "Творческих мук нет. Есть муки иссякнувшего творчества". Но о таких трудностях Борис Андреев знал, скорее, понаслышке. Ведь сам артист в профессии оставался до конца и отдавал ей себя без остатка.

К 100-летию со дня рождения Бориса Андреева наш телеканал показывает художественный фильм "Два бойца". Начало в 15:35. После него - документальную ленту "У нас таланту много..."

Новости культуры