06.02.2015 | 11:14

Геннадий Попов: "Мне долго объясняли, что Богоматерь надо писать с маленькой буквы"

Имя Геннадия Попова прочно связано с изучением художественной культуры Древней Руси. Оно известно не только исследователям, но и всем сотрудникам музеев и крупных библиотек, где хранятся произведения иконописи. Доктора искусствоведения, профессора, директора Музея имени Андрея Рублёва, который смог создать модель сотрудничества между российским музейным сообществом и Русской православной церковью, Геннадия Попова коллеги и друзья поздравили с 75-летним юбилеем.

Знаток древнерусского искусства Геннадий Попов шутит, что в 75 лет рано подводить итоги, поскольку работа в самом разгаре. Начав профессиональный путь в 1960-х годах научным сотрудником Музея имени Андрея Рублева, сегодня он, уже в качестве директора, превратил его в один из важнейших исследовательских центров по изучению и сохранению древнерусской культуры и искусства.

"Следующее поколение много сделало на самом деле, - говорит Попов. - Все-таки ездили в экспедиции, нашли очень много памятников, очень много памятников ввели в научный круг и обиход, в экспозиции, что тоже очень важно. Мы познакомили людей с огромным пластом этого всего искусства, которое как бы было не слишком доступно в советское время". 

Результатом экспедиций стал не только уникальный научный материал, но и рисунки. Городские пейзажи Москвы, Новгорода, Кисловодска, выполненные акварелью и пастельными карандашами. 40 работ - это лишь малая часть того, что было на скорую руку создано Поповым во время поездок с начала 1960-х. Среди самых значимых работ по древнерусской живописи и творчеству Андрея Рублева - труд "Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века". Это самый выстраданный труд.

"Написан в 1968, издан в 1975, - поясняет Попов. - Лежал из-за антирелигиозных соображений. Мне долго объясняли, что Богоматерь надо писать с маленькой буквы, потому что это профессия. Так что думайте на эту тему - легко это было или трудно".

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, протоиерей Георгий Бреев дружит с Геннадием Поповым более 20 лет. На выставку в Музей Рублева попал впервые в начале 1990-х. Тогда, признается, был поражен и экспонатами, и научным подходом.

"Родилось такое ощущение: Боже мой, какой он - счастливый человек, ему дана эта сокровищница, не простая сокровищница, а духовная, - признается Георгий Бреев. - Меня поразило, что нем есть какое-то внутреннее созвучие человеческой души с тем, что ему вручено".

В этот вечер в Академии художеств, членом которой является Геннадий Попов, его поздравляли с двойным юбилеем: 75-летие совпало с другой круглой датой – уже 20 лет Геннадий Викторович возглавляет Музей имени Андрея Рублева, по словам коллег и друзей, подлинный золотой фонд российской культуры.

"Попов - это в самом лучшем смысле слова фанат настоящего искусства России, - говорит Всеволод Шиловский. - Считаю, что 75 для него маленький рубикон, и при его чудовищной потрясающей энергии ему еще нужно совершить много потрясающих громадных художественных дел, которому он предназначен. Желаю ему только одного - крепкого здоровья".

Сегодня коллекция музея уже не помещается в стенах Спасо-Андроникова монастыря. Однако Геннадий Попов на достигнутом не останавливается, в его планах - расширение выставочных пространств.

Новости кульутры