03.05.2011 | 12:15

Выставка "Сто процентов Иваново"

«Сто процентов Иваново» - такое название получила выставка в Музее современной истории России. Уникальная экспозиция, в создании которой приняли участие несколько крупных отечественных музеев, представляет агитационные ткани и эскизы текстильных рисунков. Они были выполнены ивановскими художниками 20-30-х годов прошлого века. «Полотно эпохи» оценили и «Новости культуры».

 

Первый фрагмент агитационной ткани в Ивановском историко-краеведческом музее появился в 27-м году, тогда местные текстильные фабрики еще выпускали материал сотнями метров, не было жестких советских стандартов и ткани были на любой вкус и цвет. Сейчас от ситцевых рубашек, фланелевых пижам и кашемировых пальто остались лишь фрагменты. Показать их столичным зрителям дизайнер выставки Юрий Аввакумов решил в духе той эпохи и подошел к решению пространства выставки «Сто процентов Иваново» конструктивистски.

«Мне интересно посмотреть на все на это с большого расстояния, когда эти круги выглядят для кого-то как макробиологические чашки Петри, в которых какая-то очень интересная, но очень-очень далекая жизнь происходит», - объясняет архитектор, дизайнер выставки Юрий Аввакумов.

По каждому лоскуту здесь можно изучать историю нашей страны. Вот это фрагмент рубашки – ткань 30-го года «Кремль. Мавзолей. Серп и молот». Ситец – «В едином строю». Сатин декоративный – специально для республик Азии: на нем, как и положено, – цветы, полумесяцы и, конечно, звезды – без них никуда! Костюм, сшитый из этой ткани, пропагандировал здоровый образ жизни. Также в экспозиции – праздничный вариант – «Международный женский день».

«Кажется, что это цветочки просто, но на самом деле - это настоящий идеологический ситец. Здесь на каждом лепесточке можно прочитать лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А в маленьких бутончиках аббревиатура – СССР», - показывает куратор выставки Ксения Велиховская.

Художники в своих творческих поисках часто забывали, что из ткани придется что-то кроить, и создавали целые живописные полотна. Вдохновлялись даже французскими шелками XVII века. Как Владимир Маслов со своими виноградными гроздьями, ягодами рябины и яблоками – мотивы явно европейские. Зато смысловая нагрузка – советская: крестьянину подсказывают – пора осваивать тяжелую технику и повышать урожаи. Все идеи выпускников ВХУТЕМАСа утверждались чиновниками, и только потом по их рисункам создавались специальные матрицы для гравировки – инструменты мастеров-граверов тоже представлены в экспозиции.

«Эти ткани несут в себе не только идеологический заряд, но и прекрасные элементы дизайна, которые сейчас могут служить образцом для молодежи, молодых художников», - рассказывает Ксения Велиховская.

Зрителю предлагают до конца «прочувствовать» эпоху: огромное льняное панно называется «Ленин и дети, собирающие землянику». Музей современной истории России – принимающая сторона – к этой выставке подготовил тематическую подборку уникальных плакатов 20-х годов. На них – только образцовые рабочие текстильных фабрик. Такие могут выдать два миллиарда и 820 миллионов метров ткани за три года пятилетки.