03.05.2011 | 16:15

"В гостях у Арлекина" побывали 22 спектакля из 14 стран

«В гостях у Арлекина» побывали 22 спектакля из 14 стран. А сегодня в Омске фестиваль кукольных театров завершает работу. Постановки Чехова и Шекспира, языческие легенды и библейские предания, народные сказки и даже психологические этюды – все это оказалось интересным не только для детей, но и для взрослых. Рассказывают «Новости культуры».

 

На смотр кукольников англичанин перуанского происхождения Жозе Наварро приехал без кукол. Локоть, ладонь, палец, пятка и несколько десятков теннисных шариков. Манипулируя своим телом, он создает свой театр. Мир бесконечных метаморфоз и трансформаций.

«Есть традиционное представление о кукле. Мой театр – это вызов традиции. Ведь главное в кукольном театре – оживить куклу, но зачем оживлять неодушевленный предмет, когда есть живое человеческое тело», - говорит актер Жозе Наварро (Великобритания).

Творческая группа студентов из Ирана в Омск привезла дипломный проект. Фривольную комедию «Серенада» Славомира Мрожека разыграли приемами театра масок.

«Значение куклы, по-моему, изменилось. Современный человек сам играет, как кукла», - считает член жюри фестиваля Эсмаил Шафии.

Но специалисты уверены, в театре кукол от куклы в привычном понимании отказываться не стоит. Кукла, как образ из детства, которому доверяешь сокровенное, способна объяснить многое. Спектакль французской труппы «ХZART» - «Мой маленький братик не такой как все», где главный герой - зайчик с синдромом Дауна – острый социальный акцент омского фестиваля.

«Мы работаем и для взрослых, и для детей. Но ребенок – это чистый лист. Ему проще принять другого, отличного от нас. Педагогика театра в том, что мы должны что-то важное передать нашим детям», - объясняет режиссер театра «ХZART» (Франция) Мишель Розенман.

Они легки на подъем. Буквально. Всего два чемодана – и в путь. Но такая мобильность, зачастую, мера вынужденная. К примеру, актеров русскоязычного театра «Туулевески» в Эстонии лишили господдержки, а здание театра снесли под торговый центр. Оттого российская модель «театр-дом» для большинства зарубежных участников омского фестиваля стала открытием. Как, впрочем, и сами российские театры.

«Чтобы Сибирь, действительно, стала общеевропейским кукольным пространством, этот фестиваль выполняет очень важную миссию», - уверен искусствовед Сергей Кулиш.

«Театр кукол стремительно меняется. И, как показал фестиваль в Омске, во многом благодаря молодому поколению кукольников, которые не боятся идти на эксперимент», - подытоживает председатель жюри фестиваля «В гостях у «Арлекина» (Канада) Жак Трюдо.