03.05.2011 | 19:37

Мэтр российского телевидения отмечает юбилей

Юбилей отмечает один из мэтров отечественного телевидения. 80 лет исполнилось Сергею Муратову – телекритику, сценаристу, автору документальных фильмов и телепрограмм. Он один из создателей «Клуба веселых и находчивых» – популярнейшей программы 1960-х, объединившей страну в едином позитивном молодежном порыве. Муратов – автор более чем 400 публикаций, посвященных проблемам телевидения и медиа-образования. Коллеги с кафедры телевидения в МГУ говорят: ему ничего не стоит объяснить, чем хорошая передача отличается от плохой. Рассказывают «Новости культуры».

Самый чуткий телезритель страны и главный специалист по человечной журналистике, Сергей Муратов живет обыкновенной москвоской многоэтажке в обыкновенном московском районе. Хотя как автор идеи КВН – «Клуба веселых и находчивых» – давно мог бы жить во дворце и ни о чем не думать. Но не думать не может, поэтому пишет книги, читает студентам лекции и вспоминает о времени, когда изображение на всех экрнах страны еще было черно-белым, а авторы телепередачи надеялись сделать человека лучше.

«Приезжали американцы к нам, включали телевизор и с изумлением обнаруживали, что у нас, оказывается, по вечерам идут оперы, балеты, симфонии без всяких реклам. Нам и в голову не могла прийти реклама торговая», – вспоминает он.

Одна из самых живых программ родилась на Шаболовке, в студии центрального телевидения, накануне Всемирного фестиваля молодежи. В первой редакции передача называлась ВВВ – «Вечер веселых вопросов». Елена Гальперина – первый редактор программы – вспоминает: создатели КВН не были профессионалами телевидения, но верили, что с помощью такой передачи жизнь перестанет быть скучной.

«Это был врач Альберт Аксельрот, инженер Михаил Яковлев, был Сергей Муратов, ктороый закончил МГИМО и был страноведом. Мы открывали новый вид творчества, и больше всего мы не хотели на кого-то походить», – рассказывает Елена Гальперина. 

«Понимаете, в этой мертвечине и в этом болоте вдруг стали возникать люди, которые объединялись. Они начинали хохмить, они начинали мыслить, и их личности вырастали по мере этих передач», – заверяет художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский.

Сергей Муратов на своих лекциях любит повторять: «Мы думали что стоим на плечах гигантов, а мы стоим на плечах пигмеев». В том смысле, что отечественная журналистика сильно не дотянула до муратовского идеала. Президент факультета журналистики Ясен Засурский, пока студенты тренируются в остроумии на съемках очередного шоу, не устает пытать учеников Сергей Муратова

«Он сделал главное: он научил быть не только журналистами, но людьми», – подчеркивает Засурский.

Муратов писал великолепные сценарии и для литературных передач. Для Александра Калягина он создал уникальный текст «Гаргантюа и Пантагрюэль».

«Это оказалась одна из моих визитных карточек. Был и спектакль, и выступления – везде написано: Сергей Муратов», – отмечает худрук театра «Et Cetera».

Муратов начинал, когда в заголовках газет пестрели лозунги «Телевидение – искусство миллионов». 

«Если бы сегодня кто-нибудь выпустил книгу о нашем телевидении под названием "Телевидение как искусство", все сочли бы, что автор – невероятный циник», – убежден Сергей Муратов. 

Поэтому он уверен : будущее за Интеренетом и общественным телевидением, которого так не хватает нашей стране и персонально главному телевизионному критику.

Читайте также:
80 лет исполнилось телекритику и сценаристу Сергею Муратову