02.02.2015 | 10:12

Театральный музей имени А. А. Бахрушина отмечает двойной юбилей

В Бахрушинском музее сегодня – полтора миллиона экспонатов. Ежегодно его фонд пополняют ещё десять тысяч предметов. Чтобы хранить все это богатство, нужны дополнительные площади. И они в скором времени появятся: на культурной карте Москвы уже отмечены координаты нового музейно-театрального центра имени Бахрушина. Но пока идет строительство, сотрудники продолжают привычную работу – выставки, экскурсии, научные исследования. И все это под знаком двух юбилеев: 120-летия самого музея и 150-летия его основателя – Алексея Бахрушина.

В этом двухэтажном особняке в стиле английской готики его сокровищам всегда было тесно. Земельный участок, где построен дом, знаменитому коллекционеру Алексею Бахрушину отец подарил на свадьбу. Полуподвальные помещения решили сразу превратить в хранилище раритетов. Но уже через пару лет собрание Бахрушина настолько разрослось, что заняло не только дом, но даже конюшню и каретный сарай. Бахрушин всегда мечтал построить музей, но не успел. Желанные квадратные метры появились спустя почти 60 лет после смерти коллекционера. Эти руины обанкротившейся макаронной фабрики – будущий музейно-театральный центр Бахрушина.

«Они были переданы нам как остро-аварийные сооружения, не подлежащие реконструкции, и стоимость их оценивалась по остаточной стоимости строительных материалов», – сообщает заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина по развитию Ирина Смирнова.

Всего в будущем центре будут три главные зоны: фондохранилище, выставочное пространство и концертный зал. К большой реконструкции музея приступили еще три года назад. Приблизительный срок окончания работ – 2018 год. Тем временем, музей обрастает не только дополнительной площадью, но и новыми экспонатами. Недавно во время ремонта под лестницей главного дома нашли замурованные бюсты.

«Обнаружилось небольшое пространство, где, предположительно в предвоенные годы, была укрыта скульптура. Это 11-12 бюстов: Щепкина, Сальвини, подлинные работы Голубкиной – и все они были с номерными знаками, с учетными знаками хранения», – рассказывает Ирина Смирнова.

Во времена самого Алексея Бахрушина каждый, кто приходил в дом, мог брать любые предметы в руки и ставить обратно куда угодно. Хаотичный стиль музейщики попытались соблюсти в «Хранилище» – это новый зал, но его интерьер воссоздали по фотографиям. В этом доме всегда было много гостей. Чтобы посмотреть всю коллекцию им приходилось совершать длинный путь. Он сократился благодаря итальянскому трагику Томазо Сальвини.

«Он сказал, что все замечательно, что вы делаете прекрасное дело, но это так неудобно, что нужно столько труда, пройти столько комнат, было бы хорошо, если бы с вашего кабинета можно было спуститься вниз!» – поясняет главный хранитель ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Ирина Гамула.

Так в этом доме появилась «лестница Сальвини». Она ведет в следующий новый зал – «Театр в России 18-го века». Здесь костюмы актеров крепостного театра, напротив – вертепные куклы рассказывают уже о театре народном. Все предметы подлинные. Авторы проекта попытались в прямом смысле «оживить» историю – экспонаты на месте не стоят. Вот, к примеру, «танцуют» балетные туфли.

«В XVIII веке, когда зарождался театр, он представлял собой машинерию, театр-вертеп – это куклы на палочках, которые вертелись. Во время Петра I появилась сцена, у каждой сцены был секретный механизм», – говорит технический директор выставки «Театр в России VIII века» Александр Мордовин.

Максимальная интерактивность и иллюстрированность – теперь главная цель музея. Обновление этих комнат – лишь начало глобальной реэкспозиции постоянных залов.

Новости культуры