04.05.2011 | 10:20

В Москве состоялась премьера второй части дилогии Никиты Михалкова

Годы съемок, 330 тысяч метров кинопленки, звездный «первый план» и не поддающаяся исчислению массовка. Дилогия Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» – крупнейший отечественный кинопроект. И премьера второй его части – «Цитадель» – неизбежно должна была стать одним из самых ожидаемых кинособытий года. По утверждению самого режиссера, темы двух фильмов принципиально различны: «Предстояние» показывает трагедию убийства, «Цитадель» посвящена жизни. На премьерном показе побывала и наша съемочная группа. Рассказывают «Новости культуры».

За час до показа, кинотеатр в центре Москвы, где назначена премьера Цитадели, тоже был похож на крепость, двойное окружение – сначала охрана, потом журналисты, попав в это кольцо фотографов у Карена Шахназарова выхода не было: пришлось позировать. Владимир Ильин, у которого в Цитадели роль очень неожиданная, оборону держал – интригу так и не раскрыл.

Десятки танков Т 34, несколько десятков тысяч актеров массовых сцен, специально построенная сама Цитадель – 9 метров в высоту, 100 в длину, и все тот же штрафной батальон, несмотря ни на что должен взять это укрепление крепости. И где-то в этом пекле герой Меньшикова должен найти бывшего комдива Котова.

«Совершенно верно – только если вы будете спрашивать что там дальше было, я ничего уже не помню, потому что фильм давно задумывался, давно снимался», - говорит Олег Меньшиков.

Первая часть дилогии, «Предстояние», под слоганом «великое кино о великой войне», вышло весной прошлого года, участвовало в конкурсе Каннского кинофестиваля, но в России фильм многие не приняли. Никита Михалков, представляя «Цитадель», об этом и сам сегодня напомнил, и сравнил – эти два фильма об одной войне.

«Если первая картина – это жизнь и смерть, то вторая картина – это смерть и жизнь. Если первая картина – это метафизика разрушения, то вторая картина – это метафизика созидания, это метафизика победы, счастья. Вторая картина о счастье, несмотря ни на что», - говорит Никита Михалков.

Возвратится ли Котову его доброе имя, сможет ли он защитить свою честь, встретится ли наконец-то с дочкой.

Масштабные военные сцены, сами съемки – тоже почти приближенные к военно-полевым, 190 актерских работ, историческая достоверность во всем. Надежду Михалкову, как и других актрис, играющих медсестер, консультировал настоящий медперсонал, они теперь и ампулы одной рукой открывать умеют. Виктория Толстоганова, как и в «Предстоянии», играет ее маму, и теперь уже не только на экране.

«В «Цитадели» будет большой кусок где я снималась беременной причем очень сильной беременной Федором, было непросто но я вспоминаю и хохочу потому что было очень много смешного. Никита Сергеевич даже сказал: это невозможно, ты ходишь с животом все пять или шесть лет, сколько снималось это кино», - рассказывает актриса.

Почему штрафбат должен идти на эту неприступную крепость, от чего или от прихоти кого зависят сотни других жизней, как появляются на свет эти новые жизни, и каково им жить на советской земле, детям, рожденным от немецких солдат. Одно такое страшное слово – война, за которым столько подтекстов и смыслов, и, несмотря ни на что, Цитадель – это все же картина о жизни. После просмотра зал в полторы тысячи человек еще долго не отпускал со сцены съемочную группу.

«Я взволнована, потрясена просто, мне кажется, что этот фильм стал невероятно великим событием», - говорит народная артистка СССР Инна Чурикова.

«Это грандиозное полотно человеческих чувств, страстей, но я не заметил, как пролетело время. Картина длинная, но я совершенно не заметил, как пролетело время», - говорит режиссер Владимир Хотиненко.

Как «Цитадель» встретят зрители, Никита Михалков сегодня не загадывал, но уже точно – это снова, один из самых обсуждаемых фильмов года.