04.05.2011 | 10:40

Геннадий Рождественский сегодня принимает поздравления с 80-летием

Его часто сравнивают с Колумбом. Разница лишь в том, что континенты, которые «открывает» публике Геннадий Рождественский – музыкальные. Сегодня один из самых прославленных дирижеров мира отмечает 80-летие. Юбилейный концерт пройдет на сцене Большого театра – где 60 лет назад студент московской консерватории впервые встал за пульт симфонического оркестра. За минувшие с того вечера годы дирижерский стиль Рождественского успели оценить едва ли не все самые именитые коллективы планеты, а «репертуарный фонд» маэстро-просветителя не имеет стилистических и хронологических границ. Но свою концепцию он формулирует жестко: «Я играю только то, что хочу». Рассказывают «Новости культуры».

Утром репетиция, вечером концерт – к такому ритму жизни Геннадий Рождественский давно привык. Этот день не исключение. За дирижерским пультом маэстро с десяти утра.

Юбилейная программа – с наполеоновским размахом - в трех отделениях. Начнут с пролога из балета Чайковского «Спящая красавица». Впервые этим сочинением Геннадий Рождественский продирижировал еще в начале 50-х.

«Поскольку я начинал свою деятельность 60 лет тому назад в качестве балетного дирижера большого театра. Хотел бы к этому вернуться – это важная веха», - говорит дирижер.

Юрий Григорович до сих пор вспоминает, как вместе с Рождественским они ставили балет «Спартак» - и как перехитрили композитора Хачатуряна, который бился за каждую ноту, запрещал редактировать партитуры.

«Уехал на гастроли в Южную Америку и это замечательно. Месяца два гастролировал, а мы сделали этот материал, - рассказывает Юрий Григорович». – Он говорит, я не вижу. И мы ему показали акт. Он посмотрел – да вот теперь я понимаю. И сделал новую редакцию».

Рождественского давно привыкли видеть за пультами лучших оркестров мира. Универсальный дирижер, которому подвластны балет, симфония и опера.

«Высший класс дирижера полностью подложиться под артиста, потом он может тебя разрезать на мелкие кусочки и съесть, а во время спектакля – ошибайся сколько хочешь, он найдет, поддержит, поймает», - говорит солист Большого театра России Владимир Маторин.

Он из тех, кого называют музыкант-исследователь. Вернул десятки забытых произведений, исполнил десятки новых. Некоторые сочинения ему приходилось буквально отвоевывать. Например, 4-ую симфонию Прокофьева. Композитора обвиняли в формализме, чтобы исполнить его сочинение, нужна была справка специальной комиссии. Прошло больше года, прежде чем Рождественский получил разрешение.

Он записал все симфонии Прокофьева, оперу «Игрок» в 2 редакциях, оперу «Магдалена», все 7 балетов, все фортепианные концерты. В этом списке пока нет «Огненного ангела». Фрагменты оперы с оркестром уже исполнял, теперь задумывается о полноценном спектакле.

«Это моя мечта, - говорит дирижер. – Я хотел бы выступить и в роли режиссера тоже. У меня есть определенная концепция».

Осталось найти подходящую сцену. А пока все силы на предстоящий концерт. За кулисами, кстати, для музыкантов напоминание: форма одежды на юбилейном концерте Рождественского - черные фраки и белые бабочки.

К 80-летию Геннадия Рождественского смотрите сегодня в 17.40 на нашем канале запись концерта дирижера, а в 23 часа – вторую часть документального фильма «Геннадий Рождественский. Треугольники жизни».

Все материалы темы>>>