04.09.2012 | 10:39

В Музее органической культуры открылась выставка наследников русского художественного авангарда

Одно из наименее известных направлений русского авангарда – органика – возникло в начале ХХ века, одновременно с супрематизмом и конструктивизмом. С ним связаны имена художников Михаила Матюшина, Владимира Стерлигова, Павла Басманова. О смысле и судьбе этого явления размышляют в Музее органической культуры в Коломне. На выставке «Сферы земли» побывали корреспонденты «Новостей культуры».

Культура – не враждебная природе и способная ее выразить. Такую культуру предложил называть органической деятель русского авангарда Михаил Матюшин. Здесь, в Коломне,  из этой идеи, как из зерна, год назад вырос музей. И как свойственно всему органическому продолжает свой рост.

Резной особнячок через дорогу от местного монастыря – в прошлом усадьба купца-москательщика Львова – сегодня современный музей. На выставки фотографии и живописи, искусствоведческие беседы и музыкальные встречи сюда стремятся не только из Москвы. Художник Сергей Бондин в Коломну приехал из Красноярского края. Он путешествует по Хакасии, Алтаю и Горной Шории, изучает петроглифы, пишет землей и глиной, соком из трав и ягод, – органические материалы преобразует в органическую – «земляную» – живопись.

Гусиные перья, яичная скорлупа и желтый пигмент – «Солнце» Алексея Костромы тоже из природных материалов. Как и Сергей Бондин, он ищет ответ на вопрос, как превратить природу в культуру?

«Я беру сожженное дерево, – говорит художник. – И помещаю в музей».

Обожженное полено, у которого каждый квадратный сантиметр пронумерован, носит название «Кривая». Это у Алексея Костромы от Михаила Матюшина. «Прямая разъединяет, кривая соединяет», – говорил деятель русского авангарда, ученик Малевича и учитель Стерлигова, автор собственной теории цвета. Себя самого он изобразил в виде цветного кристалла. «Автопортрет-кристалл» Матюшина выставляется рядом с кристаллом природным. А деревянная скульптура Алексея Костромы соседствует с лавой и окаменелостями. Сочетание природных форм и произведений искусства, живописи 30-х годов ХХ века с работами современных художников – так задумала куратор Алла Повелихина.

Собранное Аллой Повелихиной ядро коллекции Музея органической культуры обрастает новыми произведениями. Зрелищная инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени» и философичные фотоработы композитора Владимира Мартынова, – новые реплики в беседе об органике. А что это такое – органическое движение в русском искусстве, – об этом спорят на открытии выставки участники круглого стола.

«Есть авангард, есть символизм, где располагается органика?» – задается вопросом поэт Ольга Седакова.

Участники бесед об органике: куратор Виталий Пацюков, актриса Алла Демидова и бард Елена Камбурова приезжают в местный монастырь, как в место, по нынешним временам исключительное.

На территории Музея органической культуры церковь и искусство, традиция и современность продолжают поиск пересечений.

«Мы не смотрим пессимистически, мы надеемся, что, участвуя в программе музея органической культуры, мы создаем новое пространство, которое объединит и художников и мыслителей, и ученых и философов», – говорит настоятельница местного монастыря Игуменья Ксения (Зайцева).