29.01.2015 | 11:25

Бертман представляет оперу "Демон". В главной партии - Дмитрий Хворостовский

Тот самый «Демон» Лермонтова, который «отверженный блуждал», скоро найдёт очередное пристанище и столь желанную любовь, и даже поклонение, в Концертном зале имени Чайковского. Дмитрий Бертман представит там одноимённую оперу Антона Рубинштейна. В России её ставят довольно часто. Один из рекордсменов – петербургский Мариинский театр, здесь было семь постановок. Партию Демона в разные годы исполняли Федор Шаляпин и Георг Отс. В нынешней концертной версии в главной партии - Хворостовский. Первый премьерный вечер «Демона» – 30 января, трансляцию следующего, 2 февраля, будет вести наш телеканал. Сейчас ещё идут репетиции. 

Не просто опера, сценическая фантазия. Так определяет свою новую постановку Дмитрий Бертман. Говорит, идея поставить «Демона» Антона Рубинштейна родилась у Дмитрия Хворостовского. Спустя год - уже премьера. Одну из самых популярных мистических историй для себя открыли как очень реалистичную.

«Про наш мир, про нашу жизнь, про Демона, который стал добрее многих других. Люди сами совершают демонические поступки. Демону и делать для этого ничего не надо», - полагает режиссер-постановщик Дмитрий Бертман.

Потрясением и никак иначе исполнитель главной роли – Дмитрий Хворостовский – называет Асмик Григорян в партии Тамары. Этот образ певица трактует неоднозначно. «У всех нас есть чары, и все мы личности, и я считаю, что благодаря каким-то чарам вряд ли можно чем-то завладеть, если мы сами не захотим этого», - поясняет она.

Дмитрий Хворостовский не скрывает, что «Демона» побаивался. Признается, для его «лирического баритона» - непростая голосовая партия. Да и сам «Демон» здесь в новом формате - semi-stage. Нечто среднее между концертным исполнением и сценической постановкой. Формат подсказал и выбор площадки - сцены Концертного зала имени Чайковского.

Это здание когда-то принадлежало Всеволоду Мейрхольду. Здесь он планировал создать театр, где трансформировалась бы сцена, раздвигался купол, а игровые площадки переносились бы в разные места зала. Театральный дух вернулся сюда, кажется, вместе с «Демоном».

На основной сцене – Оркестр имени Светланова. На балконе то появляются, то исчезают солисты и хор «Геликон-оперы». А основная история любви Злого духа и княжны Тамары развернулась прямо в амфитеатре. Здесь специально установили новую сцену. Дмитрий Хворостовский говорит: «Будто играешь в кино. Открыт зрителю почти на все 360 градусов».

«О чем думаешь, как ты мыслишь, как чувствуешь, читается со всех сторон. И с затылка, и со спины, и с плеча. Все читается, все видно. Это, как на камере. Ничего не нужно показывать, укрупнять, как для большой сцены иногда приходится», - добавляет Хворостовский.

Световые инсталляции, огромный глобус посреди сцены и даже луна. Здесь воссоздана целая вселенная Демона, которая, кажется, уходит на второй план с появлением в его жизни Тамары. Постановка, возможно, перекочует на историческую сцену «Геликон-оперы» после ее реставрации. 

Новости культуры

 

Читайте также: 

Премьера. Дмитрий Хворостовский, Асмик Григорян в концертном исполнении оперы А. Рубинштейна "Демон"